На написание нового опуса главного редактора газеты Timpul Константина Тэнасе вдохновили комментарии к его статьям на русскоязычных сайтах.
Существует несколько русскоязычных сайтов в РМ, которые публикуют (переопубликовывают) в переводе мои материалы из Timpul. Комментарии читателей к этим материалом являются отнюдь не рыцарскими и балансируют между эпитетами «антигосударственный», «антимолдавский», «националист», «ксенофоб», «расист», «фашист» и т д. Там же присутствуют призывы сослать меня в Сибирь и физически ликвидировать. Подобная реакция говорит о многом, но в особенности о нефункциональности провозглашенной и противоречивой «молдавской государственности».
Рассматривая в ретроспективе два десятилетия государственности и независимости, нельзя не констатировать, что тогда, в начале 90-х, мы пошли по длинному и извилистому пути создания нового государства и основания «новой нации». Тогдашняя политическая элита, опираясь на эмоции, а не на холодный политический расчет, не осознала сложности начатого политического проекта, страшно заблуждаясь в том, что принципы нацменьшинства-русофонов (украинцев и русских) в скором времени исчезнут. Лингвистическое законодательство, принятое 31 августа 1989 года, предусматривало полный переход нацменьшинств на румынский язык в течение 15-20 лет. 20 лет прошло, а ситуация не изменилась, даже ухудшилась, потому что молодые люди, родившиеся в 1989 году и окончившие лицеи, не знают официального языка государства, гражданами которого являются. Таким образом, русское меньшинство, вечно готовое на ссору по причине дискриминации, продолжает оставаться этническим, лингвистическим и политическим анклавом.
Очевидно, что отношения между большинством и меньшинством должны быть восстановлены, а для того, чтобы они (отношения) функционировали, необходимо сначала правильно поставить диагноз, установив реальные причины резкого ухудшения межэтнических отношений. В первую очередь, необходимо развеять следующие «фундаментальные», «первичные» мифы, которые преследуют русофонов: молдаване-националисты, отстаивание идентичности большинства означает объединение с Румынией, объединение с Румынией сделало бы нацменьшинства гражданами второго сорта, тираспольская «республика» существует, потому что местное население боится объединения с Румынией. Эти мифы прочно засели в подсознании молдавских нацменьшинств. По меньшей мере, две вещи способствовали этому: коммунистическая пропаганда Кишинева и имперская пропаганда Москвы.
Второе - отсутствие диалога между меньшинством и большинством. У русофонов есть свое телевидение, свое радио. И из-за незнания румынского языка им недоступны румыноязычное телевидение и радио. Я уже говорил это, но по другому поводу: представители меньшинства живут в другом мире, параллельном тому, который считают чужим и враждебным. В Республике Молдова не существует ни одного телевизионного канала, ни одной газеты, которая бы правильно, объективно и непредвзято информировала русофонов о проблемах и чаяниях большинства. Пора перестать относится к меньшинствам, как к умственно отсталым, объясняя им на самом высоком уровне, что научно говоря язык – румынский, а политически – молдавский. Наше общество будет готово к европейской интеграции тогда, когда депутаты, представляющие меньшинства проголосуют за изменение 13 статьи Конституции, и государственным языком станет румынский.
Практически все, кто приходил к власти до сих пор, использовали ситуацию меньшинств, манипулировали ими в политических (предвыборных) целях, делая их заложниками ложной, циничной идеологии. К сожалению, нынешняя либерально-демократическая власть так ничего и не сделала, для того, чтобы исправить отношение государства к нацменьшинствам. Все это не обходится без последствий не только на внутригосударственном уровне, но и внешнеполитическом. Очевидно, что я имею в виду «треугольник» Республика Молдавия – Румыния – Россия.
Ни для кого не секрет, что проблема русскоязычного меньшинства в Молдавии прямо влияет не только на отношения нашей страны с Румынией и Россией, но и на российско-румынские связи, что, в конце концов, бумерангом возвращается к нам же и отражается на положении Молдавии. Вынужден с прискорбием констатировать, что часто Румыния несправедливо подозревается и обвиняется даже Евросоюзом в недобрых намерениях по отношению к Молдавии. Для того чтобы Румыния смогла развеять все подозрения в «намерении аннексировать» второе румынское государство - Молдову, необходимо, чтобы тут, в Молдавии, «перевернули страницу» и перешли к последовательному, содержательному диалогу с меньшинствами, особенно с русскоговорящими.
Не стоит тешить себя иллюзиями, - Россия не изменилась, она осталась той же Империей, приобретя лишь легкий европейский налет. Но ее геополитические намерения остались такими же нетерпимыми и агрессивными. Молдова не должна поддерживать подобные устремления. Необходимо начать новый диалог – конструктивный, европейский. Да, действительно, и Молдова, и Румыния нуждаются в хороших отношениях с Россией. Но и России они нужны. Это «поле» на котором нам необходимо играть всем вместе.
… А по поводу вопроса заголовка, - ответ один – ничего не будем делать, предложим диалог.
Перевод: eNews