Белоруссию обвиняют в поставках оружия Ливии и Кот-д'Ивуару. Насколько правдива эта информация? Какое оружие может поставлять Белоруссия? Угрожают ли стране международные санкции? На эти вопросы отвечают участники программы «Экспертиза Свободы» журналист газеты «Белорусы и рынок» Александр Алесин и политолог Андрей Федоров. Ведущий – Валерий Карбалевич.
Насколько правдива эта информация?
Карбалевич: Почти одновременно Белоруссия попала сразу в два международных скандала. Иностранные наблюдатели зафиксировали авиарейсы между Белоруссией и Ливией. И сразу возникли подозрения, что речь идет о поставках оружия режиму Каддафи, который ведет войну с повстанцами. Причем Совет Безопасности ООН фактически признал действия Каддафи преступлением. Второй случай. Офис Генерального секретаря ООН обвинил Белоруссию в поставках вертолетов не признанному международным сообществом режиму бывшего президента Кот-д'Ивуара. Такие поставки запрещены ООН. Белорусский МИД опровергает оба случая, заявляя, будто бы против Белоруссии организован информационный заговор. Насколько правдива эта информация?
Алесин: Информация о поставках вертолетов в Кот-д'Ивуар выглядит странно. Потому что, по ее словам, речь идет о вертолетах советского производства. То есть им 25–30 лет. Их ресурс на границе. Стоимость трех таких вертолетов в сумме на международных рынках – около 200 млн. долларов. Стоит ли за такую мизерную сумму жертвовать имиджем и легальными контрактами на сумму в сотни миллионов долларов? Поэтому я сомневаюсь, что эта информация правдива.
Карбалевич: Международный имидж Белоруссии настолько плох, что испортить его уже трудно. С другой стороны, в Белоруссии сейчас большой дефицит валюты, поэтому даже 200 тысяч долларов – уже хлеб. Возможно, власти думали, что никто не заметит, пронесет.
Случай с Ливией
Алесин: Теперь насчет Ливии. Эта страна купила в СССР 350 боевых самолетов, 4 тысячи единиц бронетехники, большое количество зенитно-ракетных комплексов, подводные лодки, корабли. Об автоматах и пулеметах и говорить нечего. То есть оружия в Ливии слишком много. Речь идет об одном рейсе «ИЛ-46», который может перевозить груз в 46 т. Даже одного танка не перевезешь. Поэтому я сомневаюсь, что самолет перевозил оружие. Вероятно, самолет перевозил технических специалистов для ремонта военной техники и оружия по старому контракту. Плюс запчасти. Рейс состоялся 15 февраля, до введения санкций ООН. А потом они были отправлены назад, отсюда и рейс из Ливии в Белоруссию.
Федоров: Уже много раз Белоруссия обвиняется или подозревается в поставках оружия в горячие точки или страны, находящиеся под международным эмбарго. Правда, пока ни одно такое подозрение не было подтверждено. Но международное реноме Белоруссии эти обвинения испортили. Белорусские власти демонстрируют, что в политике у них нет моральных ограничений.
Какое оружие может поставлять Белоруссия?
Карбалевич: В информации о поставках оружия из Белоруссии в Кот-д'Ивуар речь идет о трех вертолетах. Но известно, что Белоруссия не производит вертолетов. Так какое оружие может поставлять Белоруссия?
Алесин: В наследство от СССР в Белоруссии осталось 59 ударных вертолетов, 167 боевых самолетов, более 2 тысяч танков, более 1 тысячи бронетранспортеров, более 300 боевых машин пехоты. По международному соглашению часть этого оружия Белоруссия должна была либо продать, либо уничтожить. Поэтому страна активно торговала оружием в 1990-е годы. Но сейчас этот источник исчерпан. И потом, это оружие сильно устарело, его не хотят покупать даже беднейшие страны. Поэтому в настоящее время Белоруссия торгует услугами по модернизации авиационной, бронетанковой техники, радиолокационного оборудования, зенитно-ракетных комплексов. Советское оружие покупало много стран мира. Многие из них не имеют денег на покупку нового, но готовы платить за ремонт и модернизацию. Например, наши контракты с Азербайджаном в этой сфере, по некоторой информации, достигают 1 млрд. долларов. Примерно на такую же сумму заключены контракты с Венесуэлой. Такие же услуги Белоруссия оказывает Сирии, Ирану, Казахстану.
Карбалевич: Насколько вероятна версия, что Белоруссия продает не свое оружие, а российское, то есть выступает посредником? Якобы РФ сама не хочет «светиться», бережет свою международную репутацию. А Белоруссии уже нечего терять.
Федоров: Однозначно говорить трудно, но вероятность существует. Несколько лет назад это было более вероятно. Ведь тогда трудно было определить, это белорусское или российское оружие.
Угрожают ли стране международные санкции?
Карбалевич: В обоих случаях, если поставки оружия действительно были, они происходили в нарушение международных правил, запретов. Чем это грозит Белоруссии? Могут ли быть введены санкции против нее?
Алесин: Вряд ли удастся найти такие доказательства поставок белорусского оружия, чтобы Совет Безопасности ООН ввела санкции против Белоруссии. Ведь там есть наши союзники – Россия и Китай, которые не позволят ввести санкции. Но санкции могут ввести США и ЕС против отдельных белорусских предприятий и организаций. И тогда им будет закрыт путь на различные международные выставки, конференции. Поэтому, прежде всего, это большие потери для имиджа страны. Это может навредить и инвестициям в нашу экономику в целом. Могут быть утрачены контракты с такими платежеспособными странами, как Турция, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты.
Федоров: Если факты подтвердятся, то даже России и Китаю трудно будет защитить Белоруссию, ведь они же сами участвовали во введении санкций против Ливии и Кот-д'Ивуар. Вопрос с Ливией важнее, так как к ней сейчас приковано международное внимание. А продавать оружие можно и через третьи страны, например, через Венесуэлу.
Перевод: Светлана Тиванова