В период серьезных бюджетных ограничений и болезненных мер жесткой экономии Европа должна по-новому оценить свои политические амбиции и активизировать усилия, направленные на предотвращение снижения ее мирового влияния. В этих целях Варшава все в большей мере стремится возродить тесное сотрудничество и взаимодействие между Польшей, Францией и Германией в рамках так называемого Веймарского треугольника. Данная инициатива приобретает еще большую актуальность в преддверии председательства Польши в Европейском Союзе, которое начнется в июле 2011 года. Однако последний саммит Веймарского треугольника, состоявшийся в начале февраля в Польше, показал, что когда дело доходит до Европы, у Варшавы, Берлина и Парижа появляется столько же совпадающих приоритетов, сколько и разнонаправленных.
Политика безопасности и обороны подобна двуликому Янусу в отношениях между тремя государствами. С одной стороны, что касается НАТО, эти страны по-разному смотрят на будущее американских ядерных боезарядов в Европе. Польша выступает за то, чтобы их сохранить, Германия против, а Франция обладает собственным ядерным арсеналом. Кроме того, у них разные взгляды на то, какое в альянсе должно быть соотношение между коллективной обороной, за которую выступает Польша, и экспедиционными миссиями, которые поддерживает Франция и Германия – последняя в особенности, в свете ожидаемой реформы бундесвера. С другой стороны, встреча подтвердила, что у стран Веймарского треугольника существует общая цель – укрепление Общей политики безопасности и обороны (ОПБО) ЕС. И президент Николя Саркози, и канцлер Ангела Меркель открыто заявили о своей готовности поддержать Польшу в этих усилиях.
Дорожная карта для продвижения вперед уже составлена. Это реформа концепции боевых групп ЕС, более эффективное кризисное регулирование силами гражданских и военных, укрепление сотрудничества между ЕС и НАТО, особенно между Европейским оборонным агентством и Группой командного преобразования альянса, а также объединение и совместное использование европейского военного потенциала. В декабрьском послании на имя главы внешнеполитического ведомства ЕС Кэтрин Эштон министры обороны и иностранных дел стран Веймарского треугольника выразили свое нетерпение в связи с медлительностью и колебаниями Евросоюза. В письме звучит призыв смелее принимать решения, чтобы сделать ОПБО более рентабельной и эффективной. В нем четко заявлено, что в предстоящие годы ОПБО останется основой трехстороннего сотрудничества.
Тем не менее, успех данных усилий зависит от активной поддержки других государств, находящихся за рамками треугольника. В польских дебатах об усилении ОПБО зачастую игнорируется то обстоятельство, что данный процесс не будет завершен к моменту окончания председательства Польши в ЕС 31 декабря 2011 года. Более широкая динамика этого процесса будет зависеть от двух факторов. Во-первых, понадобится дальнейшая поддержка со стороны Кэтрин Эштон и ее ближайших помощников из Европейской службы внешнеполитической деятельности. Во-вторых, дорожная карта Польши, Франции и Германии в срочном порядке нуждается в высокой политической поддержке со стороны других стран-членов ЕС. Если дискуссии и инициативы ОПБО будут и впредь ограничены рамками Веймарского треугольника, то менее крупные страны-члены ЕС начнут с неодобрением относиться к такому эксклюзивному форуму.
В таком контексте особенно полезной будет поддержка скандинавских стран, и государства Веймарского треугольника должны стремиться к углублению сотрудничества с ними, особенно со Швецией и Финляндией. Поскольку ни та, ни другая страна не является членом НАТО, они формируют свою европейскую политику в сфере безопасности в основном через Европейский Союз, и следовательно, остро заинтересованы в укреплении ОПБО.
На практическом уровне существует как минимум две причины для быстрого сближения со скандинавскими странами. Во-первых, эти страны уже начали наращивать сотрудничество в вопросах безопасности и обороны. В своем докладе от 2009 года бывший министр иностранных дел Норвегии Торвальд Столтенберг (Thorvald Stoltenberg) предложил 13 форм сотрудничества между скандинавскими странами, от совместного развития вооруженных сил и сотрудничества в области закупок вооружений до взаимных деклараций солидарности. Что более важно, скандинавы твердо намерены шаг за шагом воплощать эти предложения в жизнь.
Во-вторых, скандинавские страны активно работают над вопросами расширения сотрудничества в сфере региональной безопасности. В этом году они официально пригласили Эстонию, Латвию и Литву вступить в созданную в 2009 году организацию Nordic Defense Cooperation (Организация оборонного сотрудничества стран Северной Европы) в целях укрепления кооперации в общей оборонной стратегии и планировании, а также в международных операциях. Предлагаемое расширение отражает стремление Швеции и Финляндии усиливать военный и оборонный потенциал стран Балтийского моря, чьи оперативные возможности страдают от ряда серьезных недостатков. Шведско-эстонское соглашение об оборонном сотрудничестве, включая взаимодействие в подготовке тендеров на закупку военной техники проведение совместных военных учений, это еще одно доказательство продолжающейся интеграции в регионе. Более тесное политическое сотрудничество в регионе Балтийского моря в целом становится все реальнее, что может иметь существенные последствия для формирования карты европейской безопасности.
Веймарский треугольник во взаимодействии со скандинавскими государствами может восстановить доверие к ОПБО, которое в настоящее время ослабло и находится в стратегическом тупике. Однако на пути успешной реализации этой инициативы есть три серьезных препятствия. Во-первых, Кэтрин Эштон по-прежнему уделяет основное внимание другим областям внешней политики ЕС. Во-вторых, британское правительство упорно выражает свое недовольство любыми мерами по возможной формализации ОПБО и введению ее в законные рамки. В-третьих, непонятно, как подписанный недавно франко-британский двусторонний военный пакт, нацеленный на ослабление последствий сокращений военных расходов двух стран, может помочь реализации ОПБО. И тем не менее, нынешняя британская политика «доброжелательного нейтралитета» в отношении инициативы Веймарского треугольника дает Варшаве, Берлину и Парижу необходимую дозу оптимизма.
Хотя ОПБО часто называют конкурентом НАТО и инициативой с противоположными интересами, сопряженная с Североатлантическим альянсом эффективная Общая политика безопасности и обороны ЕС может лишь усилить блок в его роли основного гаранта трансатлантической безопасности. Дорожная карта Веймарского треугольника – это то место, с которого лучше всего начинать укрепление ОПБО. Но без более широкого привлечения скандинавских государств треугольнику не хватит столь необходимой легитимности, чтобы достичь своих целей.
Доминик Янковский работает экспертом-аналитиком в Бюро национальной безопасности Польши и пишет докторскую диссертацию в Варшавской школе экономики. Взгляды, мнения, оценки и выводы, содержащиеся в статье, принадлежат автору и могут не отражать официальную позицию Бюро национальной безопасности Польши.