Представители грузинской оппозиции предрекают смену власти путем еще одной революции, в случае если нынешнее руководство Грузии не ослабит своего влияния на «суд, СМИ, полицию, бизнес и избирательную среду».
«События в Грузии обязательно будут развиваться, к сожалению, революционным путем... Саакашвили просто не оставляет возможности для другого сценария», – заявила 2 марта лидер оппозиционного «Демократического движения - Единой Грузии», в прошлом спикер грузинского Парламента Нино Бурджанадзе в интервью журналистам.
«Мы должны сделать все для того, чтобы это было бы мирной революцией. И чем больше людей будет на улице, тем больше гарантии того, что эта революция будет мирной, и Саакашвили не посмеет поднять руку на свой народ», – пояснила Бурджанадзе.
Ранее, представители других оппозиционных партий выступили с аналогичными заявлениями. «Народ ждет перемен, поэтому любой ценой, во что бы то нам это не обошлось, мы должны разрушить этот режим и поставить страну на путь необратимого прогресса», – заявил генеральный секретарь «Грузинской партии» Кока Гунцадзе 1-го марта.
А другой лидер «Грузинской партии», бывший министр обороны Ираклий Окруашвили, который в настоящее время находится во Франции в статусе политического беженца, заявил в видеообращении, показанном на учредительном съезде партии, что не исключает возможности переворота. «Мы не собираемся вести борьбу в белых перчатках», – сказал экс-министр, обращаясь к однопартийцам.
Член той же «Грузинской партии» и бывший кандидат в президенты Леван Гачечиладзе предрек повторение в Грузии «египетского сценария». «Очень скоро в Грузии произойдет то, что случилось в Каире... Весной мы все вместе уйдем на отдых, и это будет отдыхом от Саакашвили», – сообщил Гачечиладзе 1-го марта избирателям одного из тбилисских районов.
Согласно мнению Губаза Саникидзе, лидера оппозиционной партии «Национальный форум», революция – единственный путь для смены власти в Грузии.
«Режим Саакашвили не покинет власть путем выборов, поэтому единственный выход – это революция, тем более, сегодня, когда революции являются оправданными», – отметил Саникидзе 2-го марта на встрече с журналистами.
В то же время, власти Грузии не комментируют планы оппозиции начать акции протеста нынешней весной. Хотя сам президент Саакашвили неоднократно высказывал сожаление, что грузинская оппозиция недостаточна сильна.
«Грузия сегодня не может похвастаться сильной оппозицией, в будущее я смотрю оптимистично и считаю, что достаточно скоро она окрепнет настолько, чтобы быть в состоянии победить на выборах, а также адекватно управлять страной», – заявил Саакашвили в интервью литовскому журналу «Valstybе» в конце февраля.
Примечательно, что по опросам общественного мнения, население Грузии недовольно деятельностью оппозиции. Американская исследовательская компания Greenberg Quinlan Rosner провела в Грузии социологическое исследование. В опросе участвовало 1200 человек. По результатам опроса, большинство опрошенных поддерживает президента Грузии и отрицательно оценивает деятельность грузинской оппозиции. В частности, оппозицию поддержало 25% респондентов. В то же время, 67% опрошенных высказалось в поддержку курса, который проводит президент Грузии Михаил Саакашвили. После опубликования результатов исследования, грузинская оппозиция высказала несогласие с выводами Greenberg Quinlan Rosner.
Председатель Кавказского института мира, демократии и развития Гия Нодия в интервью «Голосу Америки» выразил сомнение в способности «радикальной части оппозиции» мобилизовать население на данном этапе. «Мне кажется, что в настоящее время шанс устроить широкие массовые манифестации небольшой, по крайней мере он гораздо меньше, чем был весной 2009 года, когда оппозиция старалась устроить революцию», – считает политолог.
Согласно мнению Нодия, ближневосточные революции сыграли роль нового источника вдохновения для грузинской оппозиции, но в то же время, эксперт полагает, что главная проблема грузинских оппозиционеров состоит в отсутствии единства в их рядах.
«Даже те две группы, которые больше всего говорят о революции, – это “Грузинская партия” и партия Нино Бурджанадзе, – противостоят друг другу. Одновременно парламентская оппозиция довольно жестко отмежевывается от революционных заявлений. Такая разобщенность среди оппозиционных партий не сможет сплотить широкие массы», – объяснил политолог.
Говоря о настрое народа, Нодия отметил, что сейчас нет признаков того, чтобы люди были настроены на революцию. Эксперт предполагает, что часть населения «устала» и желает стабильности, а у другой части нет претензий к нынешним властям.
«Рост инфляции, естественно, бьет по населению, соответственно, можно предположить, что уровень недовольства правительством несколько выше, чем несколько месяцев назад, но главная проблема в том, что народ разуверился в способности оппозиции сформулировать и осуществить четкую стратегию», – резюмировал политолог.