Во время недавнего интервью катарскому телеканалу «Аль-Джазира» президент Турции Абдула Гюль дал понять, что нынешняя волна революций в арабских странах объясняется тем, что их лидеры отказались дать старт реформам после падения берлинской стены и окончания холодной войны.
Это было идеальное время для перемен. 22 года спустя арабские народы обнаружили, что их руководство не дало им запрыгнуть на поезд истории, закрепив существование отсталых и авторитарных систем.
Тем не менее, запрыгнуть в последний вагон экспресса «Демократия» никогда не поздно, и пару месяцев назад эти же самые народы бросились за ним в погоню. Но хотя Тунис и Египет делают заметные шаги на пути к демократии, в соседней Джамахирии процесс, по-видимому, зашел в тупик. Мясник из Триполи взял в заложники свою страну и свой народ.
В своем безумном стремлении удержать власть и передать ее своему сыну некоронованный король продолжает убивать своих подданных, чтобы поддержать существующий порядок, которому чужды любые политические реформы. Однако он позабыл о том, что идеальных преступлений не существует и что в современном глобализированном мире имидж имеет большее значение, чем жестокость палача.
В настоящий момент самолеты Awacs следят за воздушным пространством Ливии, Лига арабских государств и страны Персидского залива поддерживают идею создания закрытой воздушной зоны, а союзники Америки Барака Обамы стараются как можно быстрее составить текст новой резолюции. Так есть ли хоть кто-нибудь, кто готов спасти рядового Каддафи (он лишился своего звания полковника после того, как его режим окончательно растерял всю свою легитимность)?
Несмотря на заключение знаменитых кремлевских врачей о политической смерти ливийского режима, Российская Федерация вновь выступила против любого военного вмешательства в дела Джамахирии и в том числе закрытия воздушного пространства страны, которое предусматривает уничтожение всех ливийских систем ПВО. Не связана ли позиция России с тем фактом, что она может потерять четыре миллиарда долларов по контрактам на поставку военной техники в Триполи?
Категорический отказ Москвы выходит за пределы простых военно-торговых соображений. Сидящая на трубопроводе Российская Федерация может легко позволить себе такой открытый подход к своей западной сопернице (имеется в виду Ливия – прим. ред.), которая хоть и может рассчитывать на поддержку союзных стран-экспортеров нефти, но не слишком надолго. Тем не менее, все наводит на мысль о том, что Москва больше не способна оказать хоть сколько-нибудь серьезную помощь «красному королю» Ливии.
Покойный ныне Саддам Хусейн вероятно не раз вспоминал заверения противников войны о том, что англосаксы не осмелятся напасть. Семь лет спустя демократизация Ирака идет своим чередом, а России так и не удалось спасти шкуру Саддама. Как, впрочем, и диктатора Николае Чаушеску. Как и все бывшие советские республики, (не без помощи созданного Западом демократического дисбаланса) Румыния в итоге пошла по западному пути.
Здесь перед нами встает следующий вопрос: сколько еще преступлений должен совершить Каддафи, чтобы Россия отказалась, наконец, от идеи многостороннего подхода в качестве нового мирового порядка, которую ей так и не удалось продвинуть даже при содействии Китая? Ничто не может противостоять «озападниванию» (радикальной демократизации) арабского мира с помощью «холодной войны №2», которую великая Америка и ее союзники намереваются довести до конца. Ливия – это всего лишь одна из остановок на долгом пути, который может закончиться в Москве или Пекине и не пощадит другие оплоты «арабской советской эпохи».