В швейцарском Берне 9 марта проходят переговоры между грузинской и российской сторонами о вступлении России в ВТО. Присоединение России к ВТО осложнено несколькими факторами, одним из которых является грузинский. Вопрос о принятии в ВТО новых членов должен решаться единогласно - все участники должны заявить о своем согласии, и если Грузия, являющаяся членом ВТО, не даст согласия на вступление России, это надолго блокирует путь Москвы в организацию.
Грузия уже заявила о своей готовности к диалогу с Россией по данному вопросу, однако вряд ли Россию устроит сфера обсуждения с Грузией. Вопросы взаимной торговли, в которых существуют разногласия между Москвой и Тбилиси, как раз и регулируются ВТО.
Позиция Грузии не меняется уже несколько лет. Грузинская сторона настаивает на том, чтобы грузинские таможенники должны присутствовать на таможенных пунктах между Россией и Абхазией, Россией и Южной Осетией, которые де юре являются грузинскими территориями. Тбилиси заявляет, что торговля между Грузией и Россией, при которой товары перемещаются через Южную Осетию и Абхазию, невозможна, так как для Грузии границ между сепаратистскими регионами и Россией просто не существует.
Позиция России кардинально отличается от грузинской. Признав независимость сепаратистских регионов Грузии, Москва не может в одностороннем порядке допустить грузинских таможенников к контролю. Альтернатива — признание неполноты суверенитета Южной Осетии и Абхазии в вопросах таможни - неприемлема для Москвы.
Хотя у сторон есть реальная возможность найти компромисс в этой непростой ситуации. В первую очередь это касается возможности отмены российского эмбарго, введенного Москвой после войны в Грузии летом 2008-го. Грузия ощутимо пострадала тогда от потери российского рынка – запрет на ввоз вин, вод, фруктов из Грузии стал для страны чувствительным ударом. Сегодня ради смягчения позиции Грузии по ВТО Россия могла бы отменить запрет на ввоз грузинских товаров и восстановить торговлю, которая может существовать и без дипотношений.
Пойдет ли Россия на такой жест? Пока вряд ли. Во-первых, у России и без Грузии существует множество проблем, которые тормозят вступление страны в ВТО.
Прежде всего, в связи с ВТО у России остаются нерешенными вопросы, связанные с максимально разрешенным объемом поддержки сельхозпроизводителей со стороны государства, вопросы определения мясных квот на ввоз мяса говядины, свинины и мяса птицы в Россию.
Кроме того, нарушения прав интеллектуальной собственности, а также сохраняющиеся наследие Джексона-Вэника также препятствуют скорому вступлению России в ВТО.
При таком раскладе торопиться договариваться с Грузией России не обязательно. Тем более учитывая, что Москва рассчитывает, что Запада, который ратует за вступление России в ВТО, должен сам решать проблемы с Грузией.
Вопрос о членстве России важен для мировой торговли, и Москва рассчитывает, что США и Европе удастся уговорить Грузию сдать позиции. Россия - единственная в мире крупная экономика, не связанная ограничениями, которые ВТО накладывает на импортные пошлины, и не участвующая в общей правовой системе разрешения торговых споров. В такой ситуации Западу выгодно ее вступление в организацию.
Переговоры с прибывшим накануне в Москву вице-президентом США Джо Байденом будут посвящены, в том числе, и вопросам устранения противодействия Грузии вступлению России в ВТО. Москва надеется, что Вашингтон убедит Тбилиси снять свои нынешние возражения, и с американской стороны есть сигналы о готовности посодействовать, что связано с позицией Москвы в отношении Ливии, пишет «Коммерсант» со ссылкой на источник в Кремле.
Россия уже не только поддержала инициированные Западом санкции ООН в отношении ливийского руководства, но и осудила продолжающиеся в Ливии военные преступления против гражданского населения.
В крайнем случае, у России останется еще одна лазейка для вхождения в ВТО. Москва может настаивать на том, чтобы ее присоединение к организации было одобрено не консенсусом заинтересованных участников, а большинством голосов. Эта возможность не исключается правилами ВТО, однако никогда не применялась. При таком сценарии российской стороне придется уговаривать членов организации на игнорирование правил многосторонних переговоров и на создание прецедента. Однако в таком случае надеяться на скорое присоединение России к ВТО будет сложно.
Россия, безусловно, извлечет выгоду от вступления во Всемирную торговую организацию, получив право влиять на правила международной торговли, защищать экспорт и своих производителей на внешнем рынке.
Однако насколько вероятно, что нынешней администрации удастся повлиять на позицию Грузии в вопросе вступления в ВТО, и сможет ли Россия ради вступления в организацию пойти на разумные компромиссы с Тбилиси, – большой вопрос.