Для русских олигархов закончились времена шумных вечеринок в самых шикарных местах Европы в присутствии красивых женщин, когда шампанкое лилось рекой. Эти развлечения нередко заканчивались потасовками, неудобными для Кремля (читайте статью «Швейцария российских магнатов»).
Настал черед музеев и галерей, театров и фондов. Сегодня искусство и российские миллиарды не могут обойтись друг без друга, причем эта зависимость основывается не только на чистой приверженности к Музам.
2010 год — рекордный
Российские толстосумы стали проявлять интерес к миру культуры уже в конце девяностых годов, они основывали фонды, становились спонсорами выставок, учреждали премии для артистов. Экономический кризис резко прервал медовый месяц, который вдруг стремительно возобновился в прошлом году. Эксперты признают, что в 2010 году произошел настоящий бум меценатства. Теперь как на родине, так и за рубежом в самых больших событиях, связанных с искусством и российской культурой, принимает материальное участие, по крайней мере, один из 500 наиболее богатых людей страны.
Роман и Даша, меценаты в семье
Владелец футбольной команды «Челси», вероятно, самый известный за границей олигарх Роман Абрамович, занимающий пятое место в классификации наиболее богатых россиян, опубликованной журналом «Finans», выступил спонсором турне театра «Современник» в Лондон. Он также выделил 400 миллионов долларов на ремонт зданий бывшей военной базы на одном из островов в Санкт-Петербурге, где будет создан музей современного искусства.
Пара со вкусом
Невеста миллиардера Дарья Жукова, которая приобщила его к миру искусства, будет руководить этой новой структурой. Даша — это уменьшительное имя, под которым известна молодая подруга Абрамовича. Она сыграла решающую роль в открытии галереи «Гараж» в Москве, в течение года ставшей любимым местом посещения для любителей современного искусства. По мнению журнала «Артхроника», в 2010 году Роман и Даша стали «наиболее влиятельными в мире искусства людьми».
Потанин и Прохоров- партнеры также и в области культуры
Один из первых олигархов, который начал подвизаться в области культуры, стал Владимир Потанин (девятый в списке). Никелевый бизнесмен первым откликнулся на предложение, сделанное российским президентом Дмитрием Медведевыи и премьер-министром Владимиром Путиным гигантским предприятиям бывшего Советского Союза инвестировать в благотворительные проекты на родине.
Благотворительность и фонды
В 2009 году он создал фонд Потанина с бюджетом в 247 миллионов рублей, а недавно перечислил музею Эрмитаж в Санкт-Петербурге 5 миллионов долларов в качестве простого дара.
Должно быть, его пример оказался заразительным, и его бывший партнер по делам в «РУСАЛе» Михаил Прохоров (третий номер) также обратил внимание на культуру. Только в прошлом году l'enfant terrible в области производства металлов вложил 150 миллионов долларов в создание рафинированного журнала «Сноб», финансировал фестиваль русского искусства «Незнакомая Сибирь» в Лионе, потратив на это 2 миллиона евро, и выступил спонсором спектакля «Рассказы Пушкина» в Национальном театре.
Миллионные инвестиции в переквалификацию и выставки
Олигархы с их музами не обошли своим вниманием и Италию. В прошлом году в фонде Сандретто в Турине президент энергетической компании «Новатэк» Леонид Михельсон (пятнадцатый номер) организовал выставку современного русского искусства «Модерникон», приняв участие в ее открытии.
Премии и живопись
Тот, кто не открывает галереи и не субсидирует музеи, организует раздачу премий. Премия Кандинского, основная в области живописи в России была задумана в 2007 году финансистом Шалвой Бреусом (номер 271). Он также является издателем «Артхроники». В этом году он пожертвовал 57 миллионов евро в премиальный фонд.
Депутат Андрей Скоч (номер 23 в классификации самых богатых людей России, сделанной журналом «Finans») финансирует премиальный фонд «Дебют» в несколько миллионов рублей.
Центры и музеи
Самый большой проект в артистическом и культурном плане центр «Стрелка», одобренный в 2010 году на берегах реки Москвы, был создан по инициативе миллиардера Александра Мамута (номер 46), прославившегося покупкой LiveJournal.com. Годовой бюджет этой будущей школы дизайна, средств массовой информации, новых технологий и современной архитектуры составляет 10 миллионов долларов.
Центр «Стрелка» будет связан с уже прославившимся центром современного искусства «ВИНЗАВОД», открытом в 2007 году другим богачом: директором финансовой группы «Aeon Corporation», Романом Троценко (номер 188), который на преобразование этого бывшего винного завода в комплекс галерей постиндустриального вида потратил 7 миллионов долларов.
Изящный способ угодить Кремлю
«Лучшие выставочные комплексы Москвы — частные, - объяснила главный редактор журнала «Артхроника» Милена Орлова, - без финансовой поддержки российских миллиардеров было бы невозможно устраивать более менее значительные биеннале, выставки или фестивали, даже когда они разворачиваются в государственных музеях. Но с какой стати столько денег вкладывать в культуру, когда имеется возможность вложить их в газ, металлы или нефть? По мнению самых критически настроенных людей, таких как президент Центра политической информации Алексей Мухин, меценатство миллиардеров объясняется чистым политическим и экономическим расчетом: «Они соединяют приятное с полезным, стараясь позиционировать свой бизнес и угодить властям».
Политический расчет
С одной стороны, они ублажают Кремль, который гордится своими олигархами, позволяющими экономить фонды, отпускаемые на культуру, с другой стороны, они приобретают имидж филантропов, небесполезный на западных рынках, где их продолжают рассматривать как не очень надежных партнеров.
Статус-символ
По мнению других, деятельность российских богачей в области культуры нацелена на завоевание статуса суперэлиты, для чего необходимо сочетание необъятных счетов в швейцарских банках с частной престижной и богатой коллекцией предметов искусства. Давно отошли в прошлое времена, когда промышленные меценаты типа Мамонтова, Морозова или Щукина, который первым понял значение и величие Матисса, занимались благотворительностью из чистой любви к искусству.
Сегодня самые непримиримые недоброжелатели российских миллиардеров утверждают, что поддержка искусства служит для обеспечения приятного времяпрепровождения для их скучающих жен и сестер. Несколько дней тому назад первая леди Светлана Медведева открыла в Венеции Центр изучения культуры и искусства России, первый в Италии. Так что же, Кремль начинает подражать своим олигархам?