В выходные на прошлой недели мне довелось присутствовать на крупном международном семинаре, посвященном Латиноамериканской альтернативе, проходившем в Санто-Доминго, столице Доминиканской Республики. Два дня совещаний были отмечены активным участием президента Доминиканской Республики Леонеля Фернандеса (Leonel Fernández). Участники семинара прибыли из Мексики, Бразилии, Чили, Аргентины и Уругвая. В своих выступлениях они основывались на базовом документе, составленном в 1997, но во многом актуального и по сей день, в попытке разработать принципы создания левоцентристского союза. Будет предпринята попытка составления нового документа латиноамериканской альтернативы с целью выработки нового предложения. Какой-то единый международный подход отсутствует, так что все будет зависеть от особенностей каждой страны. Все настроены весьма критично по отношению к неолиберализму и выступают за сильное и умное государство. В международном плане раздаются призывы к поиску форм противодействия финансовому капитализму в его нынешнем виде. В настоящее время страны континента представлены в «большой двадцатке» благодаря участию в этой организации Бразилии, Мексики и Аргентины. Большой упор был сделан на необходимость координации позиций этих стран, а в разработке их концепции должны были бы принимать участие все страны континента.
Латинская Америка приобретает в настоящее время все больший вес на международной арене. И не только в силу своего участия в деятельности «большой двадцатки», но также и потому, что Мексика и Чили вошли в состав Организации экономического сотрудничества и развития, прежде всего благодаря усилиям Бразилии. У этой страны нет ни ядерной, ни военной мощи, однако в будущем пятилетии она станет пятой по значимости экономической державой мира. Сегодня она член группы стран с динамично развивающейся экономикой, известных под аббревиатурой БРИК и совместно с Россией, Китаем и Индией действует на международной арене по некоторым вопросам. Присутствие Бразилии на семинаре запомнилось выступлением Жозе Дирсеу (José Dirceu), занимавшего министерский пост при президенте Лула.
Что касается проблематики самих латиноамериканских стран, то особое значение приобретает обеспечение продовольственной и энергетической безопасности, в первую очередь посредством возобновляемых источников энергии. США ведут в этом направлении весьма напряженную научно-исследовательскую работу, вновь намереваясь достичь господствующего положения в мире, как им это уже удалось благодаря интернету. В этом отношении у Бразилии тоже имеются определенные успехи, благодаря разработкам в области этанола и биотоплива, но прежде всего благодаря государственной политике, ставящей на первое место развитие науки и техники. Представитель Уругвая остановился на политических, экономических и социальных достижениях своей страны. Она уверенно идет по пути развития демократии и цивилизованной политической системы, что получило наглядное подтверждение в виде политических договоренностей, достигнутых за последние годы и способствовавших укреплению международного авторитета Уругвая и созданию его положительного образа в глазах мировой общественности. Экономика Уругвая стремительно развивается, чему способствуют высокие мировые цены на продукты его экспорта и большой объем прямых иностранных инвестиций. В социальном плане стоит отметить снижение уровня безработицы и более справедливое распределение доходов в сравнении с другими странами континента. Распределение доходов было одной из тем, вызвавших наиболее оживленное обсуждение во время работы семинара. Эральдо Муньос (Heraldo Muñoz), сотрудник Программы развития ООН (PNUD), отметил, что с 2000 по 2007 год в 12 из 17 латиноамериканских странах, ставших объектом исследования, произошли улучшения в распределении доходов. И все же этот вопрос продолжал вызывать самое пристальное внимание участников форума. При распределении доходов главным вопросом является занятость, а также такие факторы как нестабильный рынок труда и неполная занятость. Это вопрос, относящийся к производственной структуре, к структурной неоднородности, к большей производственной однородности, требующей производственной стратегии, основанной на активной, избирательной и отраслевой политике, поскольку стихия рынка не решает данных проблем. Второй аспект касается социальных потребностей, как вопросе повышения реальной заработной платы, так и значительного укрепления мер социальной защиты. Бесспорно, Уругвай значительно отличатся в лучшую сторону от большинства стран континента. Обсуждались компенсационные программы, которые начинают проводиться в жизнь в форме оказания содействия, однако по мере развития системы образования достигается большее равенство возможностей, что наглядно можно видеть на примере Бразилии. Большой акцент был сделан на налоговую политику в связи с тем, что некоторые страны испытывают необходимость усиления налогового давления с тем, чтобы улучшить распределение доходов через выделение денег на социальные нужды. В базовом документе указывалось, что, исходя из исторического опыта достижения социальной устойчивости, государственные расходы на общественные нужды должны быть не меньше 30% ВВП. С другой стороны, для улучшения распределения доходов необходимо не только улучшить положение малоимущих слоев населения, но также увеличить налогообложение зажиточной части общества.
Еще одной важной темой было образование, инновации и конкурентоспособность. Системы образования в Латинской Америке очень отсталые, так что образование является основным вопросом создания богатства, конкурентоспособности и улучшения распределения доходов.
Конкурентоспособность как фактор экономического роста, экономический рост как фактор создания равных возможностей, равные возможности как фактор экономического роста. Анализу был также подвергнута конкурентоспособность, причем не только как главный элемент интеграции в мировую экономику, но и как предпосылка снижения неравенства. Конкурентоспособность обладает системными характеристиками. Международные экономические отношения основываются на технологических достижениях. Идет конкурентная борьба за интеграцию в мировую экономику на основе достижений наукоемких технологий, наглядными примерами чего являются Финляндия и Южная Корея. Более 60% их экспортных товаров обладают именно этими характеристиками. Если говорить о латиноамериканском континенте, то конкурентоспособность является также вопросом производственной структуры, при которой экспорт должен достичь наибольшей прибавочной стоимости и высокотехнологичного содержания. Следует отметить, что Уругвай осуществляет экспорт высокотехнологичной продукции в страны Южноамериканского общего рынка (Mercosur), что подтверждает важность и возможности процесса экономической интеграции. Необходимо развивать получение образования в аспирантуре, а также научно-исследовательские работы на региональном уровне.
Еще два вопроса активно обсуждались участниками форума. Роль средств массовой информации и проблема безопасности. Особо была подчеркнута необходимость регламентации в работе телевидения, учитывая все возможные обеспокоенности и опасности, которые это может за собой повлечь. Были охарактеризованы как поистине революционные последние достижения интернета, а также отмечена важность социальных сетей, наглядным подтверждением чему стали народные восстания на севере Африки. Необходимость упорядочения присутствует, однако автоматическое упорядочение не приемлется. Упорядочивать не означает запрещать, это составная часть борьбы с правами. Мы забываем о печальном опыте неправильно сориентированного упорядочения. Важно пересмотреть и упорядочить то, что по необходимости направлено на широкие общественные массы. Уступки не могут быть бесконечными, как происходит сегодня в Уругвае и Чили. Вопрос о средствах массовой информации столь важен, что непременно должен стать часть политического проекта латиноамериканской альтернативы.
Говоря о безопасности, особый упор делается на упреждающие меры и на необходимость сочетать неизбежное подавление с социальными причинами. Предполагается узаконить оборот некоторых наркотических веществ, но этот вопрос требует длительной проработки, равно как и необходимую отмену уголовной ответственности за аборты. При этом выступавшие исходили из предположения, что США никогда не удастся покончить с употреблением наркотических веществ.
Прекрасно организованный семинар, который будет способствовать разработке альтернативных предложений, необходимых для дальнейшего развития нашего континента.
Альберто Курьель - сенатор от партии 609-FA, экономист