Сделанное во Львове заявление главы думского комитета по международным делам РФ Константина Косачева о том, что уравнивание русского языка в правах с украинским несет вред для государственности и идей независимости Украины, разочаровало штатных борцов за языковое равноправие.
Если принять во внимание, что Константин Косачев — член «Единой России», не будет большим преувеличением допустить: его заявление не откровения нового оппозиционера, а сигнал того, что языковую тему Кремль решил «спустить на тормозах», поскольку политика нынешней власти на Украине вполне укладывается в рамки отношений добрососедских и стратегических. Понятно, что подобные расклады могут сказаться на благополучии некоторых грантоедов, «дергавших за язык».
«Да, существует проблема русского языка, ясно, что значительная часть населения Украины продолжает им пользоваться, считая своим родным. Но так же очевидно, что если дать этому языку такие же полномочия и свободы, как украинскому, то от этого мог бы пострадать уже украинский язык, что было бы совершенно неправильно для судьбы государственности, для суверенитета Украины. Поэтому никто и не ждет от Януковича никаких подобных шагов, и я не вижу здесь никакого конфликта. Мы в России сегодня должны быть благодарны нынешнему руководству Украины за его взвешенную, порой очень мужественную и очень ответственную политику», — сказал Косачев в интервью одному из украинских изданий.
Справедливости ради следует отметить, что после того, как эта фраза Косачева начала «гулять» по интернетовским просторам, она стала обрастать «подробностями», как в свое время кукла Гитлера, попавшаяся в одном из киевских бутиков на глаза журналисту. Напомним, дошло даже до того, что один из рьяных русофилов заявил российскому телеканалу: дескать, Ющенко мечтает, чтобы такая кукла была «у каждого украинского ребенка». В заявлении Косачева нашли даже отголоски «ку-клукс-клановской» идеологии.
Самые рьяные свели суть подписанного в 1997 году так называемого «Большого договора» к вульгарной формуле: Москва признает целостность украинского государства (т. е. украинский статус Крыма), а Киев, в свою очередь, обязался соблюдать права русскоязычных граждан. «Заявление Косачева призывает Украину продолжить дискриминацию русских», — констатирует крымский правозащитник с украинским именем и фамилией некто Святослав Компаниец. Так вот, хотелось бы напомнить г-ну Компанийцу, что национальность в паспортах граждан Украины уже давно не пишут, так что «русские» — это, скорее всего, граждане России. А отсутствие реакции от российского МИДа за все годы независимости свидетельствует: никакого ущемления прав граждан России в нашей стране нет. И слава богу. В отличие от наших соседей, ни одна из общественных организаций, объединяющих русскоязычных граждан Украины, не была закрыта. Так что Косачев, «призывающий» Украину продолжить дискриминацию русских, — плод воспаленной фантазии Коломийца.
И хотя заявление главы комитета Госдумы по международным делам — это всего лишь расширенная трактовка суверенитета, ибо языковая политика — неотъемлемое право государства, его следует назвать знаковым. Во-первых, оно свидетельствует, что Кремль, возможно, впредь не намерен форсировать языковые процессы, которые в свою очередь являются признанием того, что Украина четко выполняет Европейскую Хартию региональных языков, предписывающую защищать не только права русскоязычных. А во-вторых, может быть сигналом для «страдающих» — в услугах «пятой колонны» нынешнее руководство России больше не нуждается. Так что, на наш взгляд, Косачев поступил как очень грамотный и опытный дипломат. Поэтому не стоит считать, что он наговорил лишнего, стремясь угодить львовянам.