Газ, уголь, нефть. В последние дни Россия максимально мобилизовала все свои самые мощные рычаги. Необходимо оказать помощь Японии, на которую обрушились цунами, и нуждающуюся в снабжении всеми жизненно важными ресурсами, к чему привел крах производства энергии из-за аварий на атомной электростанции. Атомные реакторы покрывают треть необходимой энергии.
Уже в воскресенье и в понедельник два танкера отплыли от острова Сахалин, имеющего богатейшие запасы газа и расположенного на восточной окраине России. Они привезли в Японию 120 тысяч кубических метров натурального сжиженного газа.
Этот груз фигурировал в соглашении о купле-продаже, еще раньше заключенном между двумя странами, но ввиду обострившейся ситуации передача газа состоялась раньше намеченного срока.
Россия объявила, что она продолжит поставки сжиженного газа, направив все имеющиеся танкеры, стоящие на якоре у острова Сахалин к соседним японским берегам по приказу главы государства Дмитрия Медведева. Он добавил, что контракты с иностранными импортерами будут пересмотрены и отложены. «В таких ситуациях кое-что можно и изменить», - объяснил житель Кремля. Игорь Сечин, заместитель премьер-министра доложил главе правительства Путину, который также без промедления попросил Газпром снабдить Токио возможно большими объемами «голубого золота», что два танкера, уже направившиеся по назначению, были переадресованы в сторону Японии и сейчас плывут к ее берегам. Кроме того, Москва собирается предложить Токио массивные поставки угля. На этой неделе в Токио прибудет делегация руководителей государственного предприятия «Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК), которая должна выяснить ситуацию противоположной стороны. Наконец, обсуждается дальнейшее открытие нефтяных кранов, после того как 28 февраля берегов Японии достиг первый танкер с российским «черным золотом», которое прежде экспортировалось исключительно на европейские рынки.
Великодушная помощь россиян, к которой добавляются гуманитарная помощь и отправка спасательной команды из Министерства по чрезвычайным ситуациям, безусловно, определяется эмоциональным порывом, чувством солидарности и ответственности.
Но здесь могут быть и политические последствия. Как известно, Москва и Токио имеют давний неразрешенный территориальный спор, касающийся островов Курильской гряды, расположенных в нескольких морских милях от японских берегов и отошедших к СССР в конце второй мировой войны. Архипелаг с давних пор является объектом дипломатических разногласий, хотя он и не имеет никакого стратегического значения. Недавно Япония подтвердила свои претензии и намерение рано или поздно вернуть свои «северные территории» (так Токио называет эти острова). Москва отреагировала заявлением, что она собирается развернуть новые военные ресурсы на островах, чтобы подтвердить их неотчуждаемость.
Сейчас критическая ситуация, в которой оказалась Япония, сняла этот острый вопрос с повестки дня. «Курилы нас разделили и продолжают разделять, но в этот момент нужно думать о более серьезных вещах», - заявили в Москве. «Мы надеемся,что наши отношения улучшатся», - ответили в Токио. «Друзья познаются в беде», - было написано в «Financial Times».
Может быть, об этом рано и слишком смело говорить, но можно предположить, что трагедия Японии сблизит две страны. К тому же обоим государствам выгодна нормализация отношений ввиду необходимости сдерживания Китая.
Китайский дракон своим стремительным наступлением пугает как одних, так и других. Япония, чья гегемония над Азией уже рассыпается, боится, что ей придется остаться на вторых ролях. Русских терроризирует идея, что китайцы могут «колонизовать» Сибирь. Нужно отложить в сторону взаимные разногласия и эффективно сотрудничать, что выгодно для обеих сторон.