Уже на протяжении какого-то по счету 11 марта первым акцентом праздника в телевизионных новостях показывают репортажи с марша националистов в Вильнюсе. Официальные мероприятия слишком серые и скучные. А здесь – скандал! Неудивительно и то, что с каждым годом марш становится длиннее. Когда даже торжественные мероприятия в Сейме превращаются в выяснения отношений и унижение самих себя, кто-то же должен показать, что он гордится, что он – литовец.
Когда партии и общественные организации выглядят выдохшимися, радикальная молодежь хотя бы заражает дремлющих прохожих патриотической страстью. Когда умные и более опытные радуются свободе заботиться только о себе, за общее дело бороться начинают трудноконтролируемые элементы.
В этом году помимо скандирования «Литва - литовцам» появились и другие акценты. Некоторые противники шествия осмелились показаться не только в Интернете, но и на улицах. Кажется, через несколько лет мы сможем наблюдать привычную для Запада картину: столкновение радикальных правых и левых группировок. Очевидно, что левым попадет, хотя кто его знает.
Пока настоящие уличные драки не начались, самое время подумать, как их избежать. Конечно, всегда будет сложно защититься от тех, которые специально и маршируют, чтобы подраться. Но из той тысячи марширующих 11 марта множество было просто народно настроенной молодежи. Они поступили так, как призывали их сердце, воспитание и их внутренний стержень. Разве выкрик «Литва - литовцам» это преступление? Нет. Но это неумно. Призыв, который подходил во времена притеснения чужаками, сейчас не несет ничего позитивного. Просто скандальная речевка. Провокация и только.
Замечательно петь литовский гимн, потому что он вечен. Однако не все, что творил и говорил Винцас Кудирка, подходит к сегодняшнему дню. Не секрет, что великий писатель был еще и антисемитом. Возможно, это можно оправдать конкуренцией с еврейскими врачами в маленьком городке, но это уже дела совсем далеких дней.
Говорится, что наша Конституция косвенно формулирует утверждение «Литва - литовцам», а националисты просто защищают основную ценность. Однако общественный строй Конституции либеральной демократии – а в Литве как раз такой – говорит о политическом народе, основа которого, естественно, литовцы. Согласно нашей Конституции все граждане Литвы являются литовцами, несмотря на их этническое происхождение.
В этом случае лозунг «Литва - литовцам» - совершенно верный. Но разве все марширующие по проспекту Гедиминаса имели это в виду? Очевидно, что нет.
Конституция обязывает литовцев управлять Литвой, поэтому нужно наконец-то почувствовать себя настоящими хозяевами. Настоящие хозяева заботятся обо всех жильцах своего дома. Других унижает и оскорбляет только тот, кто сам себя неважно чувствует. Этой неважности в обществе достаточно, поэтому и экстремизм может развиваться.
Парадоксально, что выкрики о самоизоляции начинают скандироваться на подступах к памятнику Гядиминасу. А ведь именно Гядиминас обратился к народам мира, объявляя об открытости и призывая дружить. Поэтому он и был великим.
Народно настроенная молодежь права, думая, что у них здесь нет власти. Тогда нужно объединяться политически и выигрывать выборы. Лидер шествия Ричардас Чекутис это и сделал. Вместе с «младолитовцами» он штурмовал самоуправление Вильнюса. Однако получил всего лишь 661 первичный голос, хоть и остался первым в списке. Вся «Молодая Литва» в Вильнюсе получила 1732 голоса, а это 0,9% от всех избирателей.
Поэтому призыв «Без голубых, красных, черных и цыган из табора» успеха не возымел. Миф о ксенофобской Литве разрушен.
Шествие на проспекте Гядиминаса пыталась остановить посланница анархистов с плакатом «Убей в себе государство». Другой антигосударственник Альгирдас Палецкис стоял на безопасном расстоянии и бормотал что-то про фашистов.
Это была отличная иллюстрация, что крайности пересекаются. Государство действительно является врагом для всех экстремистов.
Вот что о государстве писал в своей книге «Так говорил Заратустра» Фридрих Ницше: «Государство? Что это такое? Итак, слушайте меня, ибо теперь я скажу вам свое слово о смерти народов. Государством называется самое холодное из всех холодных чудовищ. Холодно лжет оно; и эта ложь ползет из уст его: «Я, государство, есмь народ». Это - ложь! (…) Это знамение даю я вам: каждый народ говорит на своем языке о добре и зле - этого языка не понимает сосед. Свой язык обрел он себе в обычаях и правах.
Но государство лжет на всех языках о добре и зле: и что оно говорит, оно лжет - и что есть у него, оно украло».
Не только анархисты, но и неонацисты встают против государства. Таким же было и движение нацистов в Германии – элементы вне государственных границ. К тому же не много общего они имели и с народностью. Это уже доказано. Раса и народ – две разные вещи.
Поэтому литовские неонацисты не должны маршировать 11 марта – в день, когда патриоты празднуют возвращение государственности. Может, им подойдет день рождения Августина Вальдемара (первый премьер независимой Литвы в 1918 году, известный националист. – Прим. ред) или какая-нибудь другая дата. Кстати Антанас Сметона, портрет которого несли марширующие, был автократом, но вместе с тем толерантным политиком, который никогда не поддерживал ксенофобские лозунги.
Настоящий народник и неонацист, крайний националист, больше враги между собой, чем соратники. Первый хочет крепкой власти, а второй ее рушит.
Кто-то должен объяснить это марширующей 11 марта молодежи. Будет очень жалко, если эти горящие сердца, эти небезразличные, изголодавшиеся по идеалам юноши станут попросту еще одним потерянным поколением.
Нужно понять, что и левые, и правые крайности вытекают из одной и той же сути – отрицания государственности. Ведь правильное государство там, где общество гармонично. Не холодное, а правильное государство должно чувствовать границы своей власти и дать достаточно свободы для неформального выскакивания, пока оно не вредит окружающим. Оно должно заверить, чтобы даже такие крайности нашли свое место, не разобщая общество. Поэтому они должны быть обращены вести борьбу разумом, а не кулаками.