Основная цель визита премьер-министра России в Белград - обсуждение экономического сотрудничества. Среди тем и строительство «Южного потока».
Почему после десяти лет «игнорирования» Путин приезжает с визитом в Белград - вопрос, которым многие задавались с момента, когда просочилась информация о том, что он приезжает 23 марта. Сразу размечтались те, кто считает, что все более сильная в экономическом плане Россия как «богатый родственник» должна нам дать финансовую помощь, чтобы мы хоть немного расправили спину, согнутую под тяжестью экономических трудностей.
Противники вступления Сербии в НАТО считают, что Путин посоветует руководству Сербии держаться подальше от этой организации, причинившей горе многим народам.
На самом деле накакой загадки вокруг визита Путина нет. Основная цель приезда премьер-министра России в Белград - переговоры о развитии экономического сотрудничества. Таким образом, не будет никаких тайных тем.
Визит Путина, несомненно, разочарует тех, кто ожидает, что он прилетит в самолете, набитом долларами, и будет раздавать их как щедрый заграничный родственник. Помощь России не в подарках, а в готовности к сотрудничеству на взаимовыгодной основе.
Путин намерен сначала в Словении, а затем в Сербии заявить, что, несмотря на давление с разных сторон, Россия не откажется от строительства газопровода «Южный поток». Несомненно, стоимость этого проекта возростает из года в год, но ясно, что эта инвестиция в долгосрочной перспективе окупится. Более того, когда газопровод запустят в эксплуатацию, никто не сможет шантажировать Москву, как это было не так давно в случае с Украиной. Тот факт, что Турция сейчас говорит, что она не хочет, чтобы трубопровод проходил через ее территорию, проблема отнюдь не неразрешимая.
Для нас самое главное, можем ли мы экспортировать в Россию больше.
Если проанализировать структуру российско-сербского товарооборота, можно увидеть, что к нам поступают в основном топливо и сырье, а мы экспортируем продукты питания, медикаменты, синтетические покрытия для полов, столярные товары и дешевую строительную рабочую силу. Действительно, есть желание увеличить экспорт, но сербская экономика находится в таком состоянии, что просто не способна на более амбициозный экспорт. Истории о том, как когда-то в России ценили нашу обувь и одежду, могут только вызвать ностальгию, от которой никакой пользы.
Что касается туризма и старых историй о сербских санаториях, то наши желания превосходят наши возможности. Сколько русских мы можем принять на наших зимних курортах? Сколько санаториев могут предоставить условия, которые бы заинтересовали иностранцев?
У нас есть привилегии в отношении таможенных льгот на экспорт в Россию, но из-за слабой экономики у нас нет достаточного ассортимента товаров для более мощного экспорта. Реальные шансы есть у сельского хозяйства, если государство поможет фермерам лучше организовать и увеличить продажи фруктов и овощей.
В России, согласно официальным данным, работает около 24 тысяч наших граждан. Около трех тысяч живут в смешанных российско-сербских браках. Большинство заняты в строительстве. На пальцах можно сощитать серьезные строительные компании, принадлежащие сербам. А владельцам компаний, которые платят налоги, медицинское страхование и пенсионные сборы за своих работников в Сербии, сразу нужно присвоить наивысшую государственную награду.
Несомненно, Путин и Медведев - люди, которые придерживаются традиций и не забывают о своих исторических связей с другими народами. Однако основой оценки взаимоотношений между Россией и другими странами сегодня в первую очередь являются данные о взаимной торговле. Если посмотреть на статистику, становится ясно, почему Путина не было у нас последние десять лет.
Тем, кто ищет недостатки и «скрытые намерения», и кому не по душе сотрудничество с Россией, должно быть ясно, что Москва никого, в том числе и Сербию, не заставляет сотрудничать с ними в экономическом плане. Москва предоставила нам таможенные льготы и не просила заполнять анкеты и отвечать на тысячи вопросов как того требует Запад.
Нравится нам это или нет, из всех балканских государств самые лучшие отношения с Россией у Словении. Не секрет почему. Делегации на самом высоком уровне приезжают из Любляны не просить кредиты, а сами предлагают их великой России. Это успешное сотрудничество и объясняет, почему Путин сначала едет в Любляну, а затем в Белград, а в другие столицы бывших югославских республик даже не собирается.
Хорваты обиделись
И в других бывших югославских республиках были заинтересованы в визите Путина. Этот «пропуск» больше всего, кажется, задел хорватов. Местные газеты накануне визита Ядранки Косор в Москву опубликовали «список пожеланий» возможных совместных проектов, так что сложилось впечатление о бизнес-буме Хорватии в России. Это, однако, далеко от истины - хорватский экспорт в Россию составляет лишь около 150 миллионов евро, а импорт в десять раз больше.
Во время последнего визита в Москву премьер-министра Хорватии на короткой встрече с Путиным говорила о возможности сотрудничества. Тогда Путин напомнил, что Загреб не выполнил обещания решить правовые и имущественные споры российских компаний в Хорватии.