По мнению влиятельного британского экономиста и писателя Пола Кольера (Paul Collier), успешное свержение коррупционных и деспотичных правителей народными массами еще не означает, что экономическое благосостояние улучшится.
Плохое руководство страны обычно сменяется плохим руководством, сообщил Кольер в телефонном интервью из Оксфордского университета, где он преподает.
«И существует тенденция идеализировать вновь пришедших».
Кольер является автором бестселлера «Нижний миллиард» (The Bottom Billion: Why the Poorest Countries are Failing and What Can Be Done About It), «Война, оружие и голоса избирателей» (War, Guns and Votes: Democracy in Dangerous Places). Его самая новая книга называется «Ограбленная планета» (The Plundered Planet: How the Global Mismanagement of Nature Can Transform -or Tear Apart -the Developing World).
Он находится в списке величайших мыслителей мира журнала Foreign Policy, а после публикации своего первого бестселлера в 2007 году он имел возможность встретиться с лидерами и официальными лицами многих государств, как бедных, так и богатых.
У Северной Африки, которая за последние три месяца испытала целую серию волнений после вспыхнувшей революции в Тунисе, есть надежда на то, что новое правительство будет чуть менее плохим, чем предыдущее.
«То, как режимы были свергнуты, без участия оппозиции или повстанческого движения, показывает, что инициатива исходила от людей с улицы», - заявил Кольер. «Потому теперь еще тяжелее, чем обычно, прогнозировать, что будет дальше».
Стоит отметить, что «непрогнозируемое» не значит плохое, учитывая, что по старому сценарию новые клептократы пришли бы к власти и разграбили государство, как мы уже наблюдали в России после падения коммунистического режима.
«Главной отличительной особенностью в Северной Африке является то, что двигателем этих революций стал прозрачный обмен сообщениями. Это совершенно новое явление. Новая культура проверки может усложнить повторение российской ситуации».
Но, согласно анализу Кольера, в Африке возможно повторение ситуации, которая сложилась при Борисе Ельцине, когда ослаб контроль над страной.
Это может привести к высокому уровню неопределенности, что потом может привести к неспособности привлекать инвестиции, а также к мощному оттоку капитала из страны.
Потому не так важны намерения тех, кто окажется у власти после успешного завершения революций, ведь им будет неимоверно сложно выполнять ту работу и предоставлять тот уровень справедливости, который от них ожидают люди на улице.
Если революционная волна хлынет дальше на юго-запад Африки, где у людей столько же, если не больше причин, для недовольства, перспективы еще более мрачные.
В Северной Африке молодое поколение, захватившее улицы, образованно и предано идеям прозрачности и ответственности. На юго-западе Африки беспорядки могут усилить противоборство многочисленных этнических групп.
Сценарий, развивающийся в настоящее время в Кот-д'Ивуар, где так называемые патриоты вновь ввели страну в состояние гражданской войны в попытке помочь свергнутому президенту Лорену Гбагбо удержать власть, имеет все шансы повториться к югу от Сахары. Но, несмотря на проблемы, существующие в регионе, Кольер видит причины для оптимизма.
В своей последней книге «Ограбленная планета» Кольер описывает, как экономическое процветание позволило закачать триллионы долларов в беднейшие страны, и как эти средства были разворованы и не принесли никакой ощутимой пользы. «Новый бум природных ресурсов может повторить ход истории», - считает экономист.
«А может и нет. Потому что сейчас мы знаем о том, что было тогда. Они знают, что тогда многое было сделано неправильно. И в Африке есть ощущение, что «больше никогда»». Кольер также видит возможность того, что Китай начнет нанимать дешевую рабочую силу в береговых африканских странах в связи с тем, что уровень заработной платы в стране растет.
Международные инвесторы видят в Африке больший потенциал, чем когда-либо, считает Кольер. Уже пришло осознание того, что они не успели инвестировать в страны BRIC (Бразилия, Россия, Индия и Китай), и не желают пропустить еще одну возможность.
«Это далеко не безнадежная ситуация. Им есть за что побороться».