Участие Италии в интервенции в Ливии будет обсуждаться в парламенте вплоть до четверга. Такое решение приняло собрание лидеров парламентских фракций. В частности, предполагаются дебаты в зале Сената в среду, во второй половине дня, а в четверг утром — в Палате депутатов. Ожидается, что министр иностранных дел Фраттини выступит с докладом.
РИМ — Есть риск, что ливийский кризис серьезно скомпрометирует итальянскую внешнюю политику. В этом полностью отдает себе отчет Сильвио Берлускони, который даже не пытается скрыть замешательство в связи с развитием событий после военного вмешательства союзников.
Берлускони огорчается из-за Каддафи
Из-за бомбардировок Триполи нарушается часть дипломатического плана, нацеленного на создание привилегированной энергетической оси между Ливией и Россией, в центре которой была бы Италия. Неслучайно Владимир Путин также жестко раскритиковал «крестовый поход» Запада. Кавалер пошел еще дальше, заявив, что он огорчен по поводу Каддафи и не будет участвовать в парламентских дебатах, предоставив слово Фраттини и Ла Русса. Кажется, стало ясно, что его персональная ставка на Раиса и на возможность нормализации ливийского режима демократическим путем, которая открыла бы путь к получению политических дивидендов, провалилась. Естественно, речь идет о выражениях, которые можно интерпретировать по-разному: Пьерлуиджи Берсани и Пьерфердинандо Казини, например, считают слова премьер-министра недостойными и говорят, что прежде всего нужно заботиться о судьбе ливийского народа.
Настоящую головную боль вызывает поведение членов партии «Лига Севера», но не только это
Настоящая опасность для парламентского большинства – это такой исход, как в случае левоцентристской коалиции Массимо Д'Алемы или союза Романо Проди. Тогда раскол произошел именно из-за внешней политики, которая является основой всякой правительственной программы. Речь идет в некотором роде об историческом возмездии: именно правоцентристская коалиция спасла правительство от дезертирства крайних левых в миссиях в Косове и Афганистане, а сегодня, вполне возможно, что голоса депутатов от демократической партии и от коалиции Казини-Фини-Рутелли («Третий Полюс») компенсируют фронду депутатов от партии «Лига Севера».
Именно из-за этих разногласий парламентское большинство работает над компромиссной резолюцией, призванной скоординировать точки зрения партий «Народ Свободы» и «Лига Севера». Трудность заключается в том, что партия «Лига Севера» недвусмысленное требует заблокировать приток беженцев и обеспечить сохранение энергетических соглашений с Ливией. Трудно предположить, что демократическая партия, а возможно, и коалиция «Третий Полюс» согласится с этими требованиями.
В правоцентристской коалиции растет разочарование: многие считают, что была допущена ошибка и последствия операции «Одиссея», которую возглавили французы, недооценены. Парламентарии опасаются взрыва исламского фундаментализма, подогретого войной, которую можно рассматривать как неоколониальную. Кроме того, никто еще глубоко не проанализировал истинные причины нейтралитета немцев и критического отношения России, Китая, Индии и Бразилии. Эти пять стран характеризуются самыми высокими темпами экономического роста в мировом масштабе.
Дипломатическая сторона вопроса
Итак, итальянское правительство настаивает на том, чтобы военная операция перешла под контроль НАТО, чтобы рассеять все подозрения в империализме. Осторожное согласие США и неожиданное - Турции, хотя и завуалированное расплывчатым дипломатическим языком, представляет собой первый успех давления, оказываемого Италией и выраженного словами Джорджо Наполитано. Он заявил, что такое решение является наиболее приемлемым, оно разделяется также США и Великобританией. Остается одолеть сопротивление французов: Париж заявляет, что не хочет участвовать в искусственной полемике по вопросу НАТО, что настоящая координация действий себя оправдывает, но все-таки создается впечатление, что рано или поздно Саркози будет вынужден уступить.
Во всяком случае, в ожидании голосования в парламенте стало ясно, что в западной коалиции царит раскол и смятение. По мнению некоторых деятелей из партии «Народ Свободы», таких, как Освальдо Наполи, Европа сделала шаг назад на 100 лет, вернувшись к политике пушек, которую возглавляли правительства Лондона, Парижа, Рима и Берлина. Каким бы ни был конечный результат, сейчас мы наблюдаем политический провал, ядовитый фрукт, преподнесенный полковником Каддафи.