В ходе недавней поездки в Лондон несколько экспертов поинтересовались у меня о возможном влиянии эффекта домино, начавшегося на Ближнем Востоке, на Казахстан и его соседей. Мой ответ был простым нет, по трем причинам.
Во-первых, в 2010 году в Киргизии произошла популярная революция, которая не имела влияния на четыре другие среднеазиатские страны. Во-вторых, независимость пришла в страны Средней Азии только 20 лет назад, и сейчас они находятся на отличном от Египта, Ливии и Туниса этапе политического развития. В-третьих, социально-экономические условия, побудившие события на Ближнем Востоке, отличны от условий в Средней Азии.
Киргизия, с ее пятимиллионным населением, остается аномалией в регионе, так как ее население сконцентрировано на маленькой территории, в стране высок уровень бедности, а клановая политика создает естественную базу для политического плюрализма.
Казахстан - абсолютно другая страна в плане географии, экономического развития и, как результат, политики. Его территория примерно в пять раз больше Франции. В стране много природных ресурсов, в особенности углеводородов, а ее экономика бурно развивается с момента обретения независимости в 1991 году. По сравнению с 1994 годом, ВВП на душу населения вырос в 12 раз, и составляет сейчас 9000 долларов США. ВВП в Киргизии, для сравнения, лишь немного превышает уровень казахстанского в 1994 году.
Ни одна другая страна в мире не достигала такого роста за первые 20 лет независимости. Президент Назарбаев, руководящий страной с момента независимости, всегда определял быстрый экономический рост в качестве основы для консолидации суверенитета Казахстана и обеспечения гармонии в его сложном мультиэтническом и мультиконфессиональном обществе.
Такой успех неизбежно поднимает вопросы о его устойчивости. В конце прошлого года желание видеть Казахстан остающимся на его текущем курсе заставило большое количество политиков, влиятельных бизнесменов и гражданских активистов инициировать идею популярного референдума по продлению текущего срока президента Назарбаева (истекавшего в 2012 году) до 2020 года. Парламент поддержал предложение в ответ на петицию, содержащую подписи более половины всего электората страны.
Однако у президента были сомнения о референдуме по нескольким причинам, и он направил его в Конституционный совет. Тот установил, что референдум не соответствует Конституции, оставив президенту три опции: отклонить решение совета и провести референдум, распустить парламент или же придерживаться выборного расписания до 2012 года до следующих президентских выборов. К удивлению многих людей, президент склонился к четвертому решению: провести досрочные выборы, в качестве пути снижения давления в обществе.
Президентские выборы пройдут 3 апреля. Некоторые оппозиционные партии объявили о том, что будут бойкотировать выборы в знак протеста против его раннего проведения. Очень жаль, так как Казахстан мог только выиграть от участия более конкурентных политиков. Оппозиция в Казахстане остается раздробленной и неспособна обеспечить какую-либо внушающую доверие альтернативу избирателям.
Президенту Назарбаеву не нужно выигрывать выборы с 90% голосов. Он осознает ценность конкуренции и является поклонником двухпартийной системы Соединенных Штатов и Великобритании. Он также верит, что в интересах Казахстана развивать подобную модель с течением времени. Он серьезно относится к опасениям, выраженным Соединенными Штатами и Европейским Союзом, по поводу предложенного референдума.
Президент Назарбаев всегда говорил: «сначала экономика, потом политика». История докажет, что это был правильный подход. Учитывая его высокий рейтинг, президент конечно же выиграет апрельские выборы. Частью его популярности у избирателей является то, что у него захватывающие планы на последующие 10 лет развития Казахстана, включая 30-процентный рост ВВП, основанный на диверсифицировании от продажи природных ресурсов и растущей роли средних и малых предприятий в экономике. Сохраняющаяся способность привлекать прямые иностранные инвестиции также является предпосылкой для дальнейшего развития.
Это амбициозные задачи, но Казахстан добился своей цели по достижению ВВП в 9000 долларов на четыре года раньше срока. Это уже самая эффективная экономика в Содружестве Независимых Государств.
Казахстан находится на курсе развития своего процветания и становления в мире. География требует, что он должен балансировать своими интересами между Россией, Китаем и Западом. Это требует тщательно взвешенной политики, которая создала бы важный структурный элемент для стабильности в Центральной Азии. Надеюсь, это послужит маяком для некоторых соседей Казахстана в Центральной Азии и вдохновит их на ускорение реформ и развитие своего внутреннего сотрудничества.
Казахстан будет последовательно продвигать политические реформы в течение последующих лет для того, чтобы отразить рост среднего класса и необходимость поддержки экономической конкуренции с большей политической конкуренцией.
В отличие от части Ближнего Востока, которая оказалась не в состоянии обеспечить то, что было нужно ее населению, Казахстан остается на динамичном пути развития, который широко поддерживается в обществе.
Ермухамет Ертысбаев является главным политическим советником президента Казахстана Нурсултана Назарбаева