Истерия, нагнетаемая сегодня в стране в связи с возможным строительством атомной станции в Островецком районе Белоруссии, беспрецедентна как по масштабам, так и по методам борьбы против АЭС в соседней стране. В материалах, собранных на этой странице, мы попробуем хладнокровно разобраться в происходящем, пытаясь расставить максимально возможное количество точек над пресловутыми «i».
Что бы ни говорили властьимущие о беспрецедентной близости будущей Белорусской АЭС и уже строящейся в калининградском Немане российской к границам Литвы и ее столице, в Европе аналогичных примеров достаточно.
«ЛК» стало известно, что как минимум семь АЭС находятся на расстоянии менее 100 км от европейских столиц. Причем лишь однажды соседям удалось убедить сопредельную сторону отказаться от строительства: Швеция в 2005 году под давлением общественности и политиков Дании закрыла АЭС в Барсбеке, что всего в 22 километрах от датской столицы Копенгагена.
Примерно на таком же расстоянии от Люксембурга стоит действующая сейчас АЭС в Каттеноме во Франции. Всего в 38 километрах от Загреба действует словенская АЭС в Кршко. Менее чем в ста километрах от Брюсселя работает атомная станция в Борселе (Голландия) и находится остановленная французская АЭС в Шоз.
Почти в ста километрах от Вены находится чешская АЭС в Дукованах, а словацкая АЭС в Моховце - в ста километрах от миллионного Будапешта – столицы Венгрии.
Литовские должностные лица говорят, что возражают против планов Белоруссии строить АЭС в Островецком районе. Официальный Вильнюс говорит, что не была проведена надлежащая оценка воздействия планирующейся к строительству станции на окружающую среду.
Международные документы отдельно не регламентируют разрешаемое расстояние от АЭС до столицы, но гид МАГАТЭ предусматривает, что перед утверждением строительной площадки следует продемонстрировать, что аварийная готовность, включая эффективную эвакуацию, возможна.
Мониторинг «ЛК»
Оказывается, активное обсуждение проблем, связанных с будущим атомной энергетики в регионе, идет не только в «верхах». «Низы» взбудоражены не меньше, а в каких-то аспектах данной темы даже полны оригинальных идей.
В этом корреспондент «ЛК» убедился, отправившись «мониторить» общественное мнение в ближайшую к редакции пивную.
Ее постоянные обитатели встретили журналиста доброжелательно и за пару бокалов «Таураса» согласились поделиться своим видением ситуации.
Оказывается, возня вокруг БелАЭС ведется исключительно из боязни окончательно потерять шансы на строительство собственной станции в Висагинасе, поскольку та окажется неконкурентоспособной, и никакой инвестор не станет вкладывать средства в заведомо проигрышный проект.
Не сумев остаться членом ядерного европейского клуба, Литва навсегда расстанется с мечтой стать членом космического клуба и находиться среди технологически развитых государств.
Как первое, так и второе – 100% банкротство нынешнего правительства, неспособного осуществить стратегические проекты в области энергетической безопасности и оказавшегося беспомощным перед вызовами современности.
Таковы минусы. Однако собеседникам удалось найти и огромный плюс в том, что АЭС в Белоруссии будет стоять практически на восточной границе Европейского cоюза. Дословно прозвучало:
- Батька Лукашенко навсегда останется на «мушке» у Европы и никуда рыпаться не посмеет. Ведь хватит одного европейского снаряда, чтобы навести порядок в регионе…
Точка на карте: N54°45` 42,8``, EO 26°07`11,5``
54 градуса 45 минут 42,8 секунды северной широты и 26 градусов 07 минут 11,5 секунд восточной долготы. Именно таковы географические координаты точки, в которой в 2018 году белорусы запустят атомную электростанцию.
Наш представительского класса «Крайслер» без проблем пересек государственную границу между Евросоюзом и остальным миром и покатил по автомобильной дороге Р-45 (раньше А-235) Вильнюс – Полоцк. Пятнадцать минут, и мы уже на участке дороги между деревнями Гоза и Михалишки. Свернув на проселочную, которая ведет в деревню Поболи, с правой стороны видим поле, на котором выстроят БелАЭС. Местные говорят, на этом поле еще до войны был военный аэродром, а во время освобождения Белоруссии сюда прилетал сам генерал Черняховский.
Поле находится на пологой возвышенности, откуда открывается вид на десятки километров. Северо-запад Белоруссии — край красивейших озер, расположенных среди живописных холмов. Место, богатое заповедниками и заказниками. Недалеко расположен национальный парк Нарочанский - самое популярное место отдыха в Белоруссии.
Сердцем будущего строительства станет деревня Валейкуны. Отсюда по прямой до Минска - 134 километра, до Островца - 18, до границы с Литвой -20, до Вильнюса - 53 километра. Еще несколько цифр: до озера Свирь - 19 километров, до жемчужины Белоруссии озера Нарочь 40. В 14 километрах находится уникальная группа Сарочанских озер. Это 12 вытянутых цепочкой озер, которые имеют статус Республиканского ландшафтного заказника. В 6 км протекает чистейшая река Вилия, вода которой выше по течению частично направляется по каналу в Минск в качестве питьевой.
Валейкуны сегодня – это примерно 20 дворов. Половина домов пустует и постепенно разваливается. Сейчас в деревне проживает два десятка человек. Детей школьный автобус возит в Швейляны, за 5 километров. Магазина и других социальных и культурных объектов в Валейкунах нет. Раз в неделю сюда приезжает автолавка. Проводные телефоны установлены только в двух домах. Так что можно смело утверждать, что деревне суждено из девятнадцатого века шагнуть в двадцать первый, минуя двадцатый.
Кстати, к идее строительства АЭС местные пожилые жители относятся философски: пока ее построят, мы успеем умереть. Молодежь в основном довольна – работа сама придет в эти малолюдные, диковатые места.
Вся цивилизация сосредоточена в деревне Михалишки – это 8 километров по дороге или 6 по прямой. Украшение Михалишек - величественный костел XVII века, стоящий на красивом берегу Вилии. Деревня вошла в историю тем, что у местного пана ночевал Петр I, когда ехал из Полоцка в Вильно. Во время войны 1812 года через Михалишки шли к Свентянам войска 1-й Западной русской армии.
Местные жители посоветовали пообщаться с Алесем Юкойтем, увлекающимся историей родного края. От Алеся мы узнали, почему на официальном флаге района изображена форель. Оказывается, она водится здесь в пяти реках - приходит нереститься из Балтийского моря.
- Здесь надо развивать туристскую деятельность, тем более недалеко проходит оживленная дорога на Литву - кратчайший путь в Евросоюз, высказал свою точку зрения краевед.
Однако подавляющее большинство – за строительство станции. Во-первых, это работа на многие десятилетия с гарантированными высокими заработками. Во-вторых, верный способ разбудить район и выдвинуть его в число технически передовых. В-третьих, ожившие деревни. Уже сегодня наиболее предприимчивые белорусы скупают недвижимость в здешних живописных местах. Нам показали владения олигарха, на каких-то столичных заводах производящего какие-то соки. «Работает в Минске, а живет здесь», - с гордой завистью отмечали деревенские.
Как обычно, у каждого свои надежды и связанные с ними перспективы.