Стихийные протесты в странах арабского мира сегодня меняют status quo региона. Главной причиной мятежа стали последствия экономического кризиса и неспособность государств на них реагировать.
Свою роль сыграла и политика Европейского Союза, который не открыл рынок для арабских сельскохозяйственных продуктов и услуг и сопротивляется миграции рабочей силы.
Волна протестов накрыла Северную Африку и через Ближний Восток и Аравийский полуостров перенеслась к Персидскому заливу.
Новая ситуация, которая опять находится под контролем армий, приоткрыла пространство для положительных изменений в организации общества. Перемены также способствовали формированию нового поколения, мечтающего о демократии.
Но для дальнейшего развития стран региона потеря равновесия будет означать, прежде всего, шаг назад. Неудачи предыдущих реформ приведут к поиску так называемой исламской модели демократии.
Кто вместо старых правителей?
Скорость последнего развития застигла страны региона врасплох. У политических партий, часто работающих на клановых принципах, нет программы и сильных личностей, которые могли бы заменить старых вождей.
В центре внимания находится Ливия, куда протесты перенеслись в то время, когда страна переживала экономический расцвет.
Ливия – страна с редкой системой так называемой «прямой демократии», в которой нет места для политических партий.
Модель, созданная Каддафи, основывалась на образцах арабских клановых традиций, греческих и римских примерах.
Управление в руках народных конгрессов (законодательная составляющая) и народных комитетов (исполнительная составляющая), которые делегируют своих представителей во Всеобщий народный конгресс (парламент) и Всеобщий народный комитет (правительство). Управление страной, таким образом, опирается на клановые и локальные связи при уважительном отношении к «почетному» положению «вождя революции».
То же относится и к вооруженным силам. В Ливии не армия в классическом понимании, а «вооруженный народ». По этим причинам здесь вооруженные силы не могли сыграть стабилизирующую роль.
Поскольку даже в Ливии нет альтернативного правителя, беспорядки перерастают в клановые войны и способствуют возможному распаду страны.
Вмешательство Запада
Военное вмешательство Запада, конечно, воспринимается негативно. Заставляет вспомнить колониальный опыт старейшин, когда Италия уничтожала ливийское население, Франция – алжирцев и так далее.
И наоборот, самое положительное влияние Запад оказывает на образ жизни в развивающихся странах, развитие науки и техники, новые технологии.
Я сам работаю в сфере охраны памятников и поэтому с опасениями слежу за развитием ситуации в Ливии. Каждый военный конфликт для меня ярмарка оружия в прямом эфире, когда Запад «избавляется» от старого материала и создает новый рынок сбыта, уничтожая местные военные базы.
В случае Ливии не было использовано пространство для переговоров и остановки боев.
Я не знаю, окупится ли это Западу, но бои принесут лишние жертвы. После опыта в Ираке и после недавних событий в Египте к тому же становится ясно, что в опасности находятся и ливийские памятники мирового культурного наследства.
Автор – арабист, востоковед, менеджер проектов по Ближнему Востоку и Северной Африке компании Gema Art Group.