Эйфорические заголовки белградских газет после визита Владимира Путина показывают, что большинство жителей Сербии до сих пор не понимают, как изменились отношения в сегодняшней политике. В романтическом понимании политики, которое все еще распространено среди части сербского населения, ощущается эйфория, что великая Россия и малая Сербия демонстрируют дружбу, основанную на долгой традиции.
Но реальность совсем другая. Россия давно отказалась от тех нереалистичных взглядов на политику, поставив на первый план экономические отношения и бизнес. Все остальное, включая то, что можно было увидеть во время визита Путина в Белград, дополнительный фольклор, который имеет право на существование, но вовсе не обязателен.
Короче говоря, Владимир Путин на прошлой неделе посетил Словению и Сербию исключительно из-за экономических проектов, которые Россия планирует, или уже реализует с этими двумя странами. Тщательно была продумана и последовательность, сначала Крань, а затем Белград. Идея ясна, в настоящее время из всех стран в регионе Россия имеет лучшие экономические отношения со Словенией, а подписание соглашение о стратегическом партнерстве с Сербией в планах.
В Хорватию Путин не приехал. Причины не являются политическими, ведь отношения между двумя странами хорошие, но чисто экономические. Многое из того, о чем договорились за последнее время, еще не реализовано, и и очевидно, что Москва, миновав Загреб, хотела послать сигнал, что необходимо активизировать усилия по дальнейшему укреплению экономических связей.
Не напрасно говорят, что Путин едет туда, где что-то подписывается. В Любляне было подписано соглашение о создании совместной компании для реализации проекта «Южный поток», а в процессе переговоры по реализации более тридцати проектов. Словенцы уже длительное время присутствуют в России, где их встречают с уважением, особенно потому, что они не приезжают за кредитами, а сами их предлагают. Они выполняют договоренности с присущей им точностью. В общем, словенцы вовремя поняли размеры и потенциал русского рынка и из всех стран региона имеют гораздо лучшую стартовую позицию.
С Сербией все по-другому, в первую очередь, потому, что она увязла в экономических проблемах. Поскольку Путин десять лет не приезжал в Белград, о его однодневном визите объявляли с огромным восторгом, особенно разочарованные остатки националистов, которые видели в нем подтверждение того, что Россия встанет с сербами на борьбу за возвращение Косова.
Для Путина эта политическая часть визита не была важна. Гораздо более важным для него было создание хоть какой-то основы для будущих экономических отношений, так что соглашение о стратегическом партнерстве, которое Россия впервые подпишет на Балканах, следует рассматривать в этом контексте. Скоро Белград посетит министр иностранных дел России Сергей Лавров, а соглашение, скорее всего, подпишут в мае в Москве Борис Тадич и Дмитрий Медведев.
В Белграде не подписали ни одного нового соглашения по «Южному потоку», но Сербия подключилась к этому проекту и твердо верит, что он будет реализован. Русские, по-видимому, не сдаются, несмотря на проблемы, которые у них возникли с Турцией. Москва надеется найти компромисс с Анкарой и через два года начать строительство газопровода, который бы решил европейские проблемы с поставками газа. О «Южном потоке» разговаривали и в Белграде, так, как подходит Москве, а в сентябре сербская сторона должна утвердить решение об инвестициях. Сербия планирует вложить в этот проект около 320 миллионов евро.
Русские также заинтересованы в модернизации сербских железных дорог, инвестициях в туризм. Короче говоря, новые проекты в процессе разработки, в соответствии с возможностями, которые сегодня есть у Сербии. Но, прежде всего, в соответствии с интересами обеих стран. Таким образом мифы о русских, как о спасителях сербов, разрушены. Они нереальные и время давно их развенчало. На первом месте экономика, а потом все остальное.
Под этим углом следует рассматривать и причины, почему Путин обошел Хорватию. У России и Хорватии долгое время был застой в развитии экономических отношений. Причин несколько, и если речь о политике, то бывший премьер-министр обходил стороной Москву, считая, что важнее развивать отношения с Европой и Америкой.
Премьер-министр Хорватии Ядранка Косор, которая уже два года руководит правительством, быстро и четко поняла, что это была неправильная позиция. Хорватии ничего не мешает иметь хорошие экономические отношения с Россией. В качестве примера можно привести многие европейские страны - Германию, Францию, Италию - влиятельные государства-члены ЕС, у которых очень хорошие экономические отношения с Россией. Таким образом Косор за короткое время несколько раз виделась с Путиным, были достигнуты некоторые соглашения, и теперь Москва ждет их реализации.
Это касается «Южного потока» и многого другого. Среди прочего, после неудачного опыта, русские требуют лучшей защиты своих инвестиций в Хорватии. Хорватские инвесторы также проявляют растущий интерес к российскому рынку, и в будущем, несомненно, будут реализованы многие проекты и все больше хорватских компаний будут ориентироваться на Россию.
Политическая основа для нового политического импульса, и, прежде всего экономических отношений между Россией и Хорватией есть, нужно просто использовать этот шанс. Только декларативное принятие этого факта не даст большого эффекта, и вполне логично, что русские ожидают больше бизнес-инициативы в реализации новых проектов.
Хорошим примером могут послужить Сербия и Словения. Хотя бытует мнение, что словенские компании ориентированны исключительно на запад, реальность совсем иная. Словенцы хотят иметь хорошие отношения и с Западными Балканами, и со всей Юго-Восточной Европой, а также с русскими и китайцами. Словенцы, которые на этих просторах быстрее всех усваивают уроки, уже давно поняли, что нельзя поворачиваться спиной к мощным странам, экономика которых растет. Их предприниматели опережают политику, или движутся синхронно с ней. Сербия это, конечно, другая история, поскольку ее экономика слаба и не имеет козыря, который могла бы предложить. У нее нет товаров, которые бы можно было экспортировать, поэтому в сотрудничестве с Россией она видит возможности для собственного развития. Иллюзия, что помпезный визит Владимира Путина мгновенно принесет возрождение экономики Сербии и что завтра все будет благополучно. Русские больше никому не дают денег просто так, а во всем ищут выгоду для себя, и так будет и впредь, когда будут осуществляться проекты, о которых договорились в Белграде.
Пока не совсем ясно, как после вступления в ЕС Хорватия будет решать визовый вопрос приезда русских туристов. Сейчас для туристов из Росссии летом существует специальный визовый режим, который упрощает въезд в Хорватию, а для въезда в страны ЕС им необходимы визы. Этим летом ожидается почти на 25% больше русских туристов, а факт, что им не нужно получать визы, безусловно, увеличивает растущий интерес к отдыху в Хорватии. Хотя Россия ведет переговоры с ЕС об условиях либерализации визового режима, пока никакого прогресса нет, поэтому вступление Хорватии в ЕС значительно усложнит приезд отдыхающих.
Несмотря на все это Россия хочет развивать экономическое сотрудничество с Хорватией. Этой весной должен состоятся визит Президента Хорватии Иво Йосиповича в Москву, но до сих пор не известна дата. Таким образом, открытым остается вопрос о том, является ли застой в соглашениях по экономическим проектам, в том числе «Южному потоку», ответом Москвы внести Хорватию «в список ожидающих» и в двусторонних переговорах, либо же то, что Путин не заехал в Загреб, а Йосипович не побывал в Москве, простое совпадение.