Шведский арбитражный суд вынес решение в пользу консорциума AAR, заключив, что договоренности BP с «Роснефтью» по разведке и добычи нефти в Арктике нарушают акционерное соглашение ТНК-BP, по условиям которого BP обещала вести все дела в России только через это совместное предприятие. После того, как BP договорилась с «Роснефтью», AAR, ее партнер по ТНК-BP, сумел добиться в лондонском суде приостановки сделки. Теперь стокгольмский суд продлил эту приостановку, сделав итоговую судьбу договоренностей еще более сомнительной.
Если вспомнить, какой опыт взаимодействия с AAR имелся в прошлом у главы BP Роберта Дадли (Robert Dudley) (он возглавлял ТНК-BP, пока российские «партнеры» не прогнали его в результате крайне некрасивого спора), станет непонятно, о чем он вообще думал, когда заключал сделку с «Роснефтью», не договорившись предварительно с AAR. Заметим, что условия акционерного соглашения секретными не являются, а Дадли на собственной шкуре знал, что AAR играет грубо и миндальничать не любит.
Может быть, он предполагал, что Сечин и «Роснефть» надавят на AAR, заставив консорциум смириться со сделкой? Или, может быть, Сечин ему это обещал? Со стороны Дадли было бы просто глупо надеяться на такое развитие событий - и втройне глупо верить любым обещаниям Сечина.
Считала ли BP, что она способна проложить курс в коварных водах российской энергетической политики и бизнеса? Что могло подтолкнуть ее к такому выводу? Результаты ее деятельности на Ковыктинском месторождении были просто катастрофическими (она даже обращалась к Сечину, чтобы он убедил «Газпром сотрудничать»!). К тому же в ТНК-BP Дадли пережил унизительное фиаско. На одни и те же грабли, казалось бы, можно наступить один раз, ну два – но BP, похоже, на своих ошибках не учится.
AAR сейчас загнал Дадли и BP в угол и может рассчитывать на хорошие деньги от британской компании. Хотя кое-кто считает, что консорциум не захочет ссориться с Сечиным и в итоге смирится с совместным проектом BP и «Роснефти» (безусловно, получив за это кругленькую сумму), не стоит исключать возможность двойной игры. Сечин вполне мог за кулисами договориться с Фридманом и компанией о том, чтобы потрясти BP. Представьте себе, например, такую картину: Сечин стоит в сторонке, пока AAR выкачивает из BP последний цент (то есть пенс), а AAR потом откатывает часть полученного Сечину/«Роснефти».
Или же Сечин может фактически устраниться, заставив BP отказаться от арктического партнерства, но при этом осуществить обмен акциями с «Роснефтью». Это позволит Сечину убить сразу двух зайцев – получить крупную долю в одной из ведущих западных нефтяных компаний, – и оставить за собой возможность предложить арктический проект другой подобной компании.
Интересно, что, как заявила BP, она планирует обменяться с «Роснефтью» акциями, даже если арктическое СП создано не будет. Видимо, пределов глупости все-таки не существует. Заметим, что многие инвесторы, которые, в отличие от менеджмента BP, видимо, пока не утратили рассудок, говорят, что, если не будет соглашения о разведке в Арктике, от обмена акциями компании следует отказаться.
Может быть, все обстоит и не совсем так, но одно можно сказать с уверенностью – Сечин вряд ли принимает интересы BP близко к сердцу. Скорее, он хочет выгадать из этой ситуации нечто для себя – а BP пусть катится к черту.
В этой истории немало забавного. Во-первых, исходно AAR и BP поссорились во многом из-за направления стратегического развития ТНК-BP. Консорциум хотел, чтобы совместное предприятие расширяло свою деятельность за рубежом, в то время как BP хотела фокусироваться на России.
Забавно и то, что на сей раз BP не может ссылаться на российское беззаконие. Она честно проиграла дело в западных судах, которые решили, что британская компания нарушила условия соглашения, и что российские партнеры вправе запретить BP осуществлять сделки, идущие вразрез с договоренностями. Это доказывает, что закон все же иногда работает так, как должно, и не смотрит на лица.
Этим дело не ограничивается: предположительно BP в свое время хотела, чтобы споры вокруг ТНК-BP рассматривались по британским законам, именно для того, чтобы защитить проект от российских хищников.
Ну и, наконец, самое забавное – похоже, BP полагалась на российское беззаконие, надеясь, что оно поможет ей нарушить акционерное соглашение. Что Сечин и Путин вмешаются и заставят AAR отказаться от законных прав. Что олигархов смутит страх перед судьбой Ходорковского. Все это еще может произойти, но рассчитывать на это не стоит. К слову, если компания на такое развитие событий всерьез надеялась, она заслуживает все, что она получила, и не только это.
Это далеко не первый крупный провал BP. Вспомним «Макондо». Вспомним взрыв в Техас-Сити. Манипулирование рынком пропана. Помощь освобождению террориста, взорвавшего лайнер над Локерби. Скандалы вокруг лорда Брауна. О российских ляпах компании даже говорить не будем. Если сложить вместе все промахи всех ведущих нефтяных компаний мира –ExxonMobil, ConocoPhillips, Chevron, иностранных фирм – BP их все равно превзойдет. Я бы сказал, что подобная история делает компанию потенциальным объектом поглощения – но кто захочет поглотить эту злополучную фирму, приобретя в придачу запутанные отношения с ее закадычными друзьями - Сечиным, «Роснефтью» и Фридманом/AAR?