Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Белая Русь»: три сценария развития

© buk.by/WhiteRusРеспубликанское общественное объединение «Белая Русь»
Республиканское общественное объединение «Белая Русь»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
При условии трансформации объединения «Белая Русь» (БР) в политическую партию и переходе к пропорциональной избирательной системе проведение парламентского выборов в 2012 год по партийным спискам гарантирует победу этой организации. Стоит отметить, что функционеры «Белой Руси» с самого основания говорят о трансформации своего объединения в партию и с каждым разом эти высказывания звучат все более открыто и уверенно.

Создание в Белоруссии партии власти отвечает интересам отдельных группировок белорусской номенклатуры, заинтересованных в существовании политического субъекта, который способен перенять власть после окончания эпохи первого президента в Белоруссии.

При условии трансформации объединения «Белая Русь» (БР) в политическую партию и переходе к пропорциональной избирательной системе проведение парламентского выборов в 2012 год по партийным спискам гарантирует победу этой организации. Стоит отметить, что функционеры «Белой Руси» с самого основания говорят о трансформации своего объединения в партию и с каждым разом эти высказывания звучат все более открыто и уверенно. Некторые тенденций подтверждают желание отдельных групп белорусских элит реализовать сценарий «управляемой» демократии. С самого начала основания в 2004 году на Гродненщине движение «Белая Русь» настойчиво пытается участвовать в общественных и политических кампаниях всех уровней, постоянно наращивая свой политический потенциал и вес в обществе. Тем не менее, несмотря на подготовленность «Белой Руси» к трансформации в партию власти, вероятность реализации этого проекта после событий 19 декабря 2010 года уменьшилась в связи с тем, что политическая система Белоруссии претерпела значительный регресс, а президент как основной гарант стабильности существующего политического режима вновь подчеркнул свою исключительную значимость для системы. Необходимо подчеркнуть, что трансформация общественного объединения БР в политическую партию предусматривает изменение избирательной системы страны и определенное перераспределение властных полномочий в политической системе.

Стабильность политической системы

Ситуация в Белоруссии после 19 декабря 2010 года свидетельствует о том, что политическая система, сложившаяся во время руководства первого президента Белоруссии, продолжает оставаться стабильной и эффективной даже с учетом увеличения давления внешних акторов как с Запада так и Востока. Действующий глава государства сохраняет свои позиции в политическом процессе и пытается законсервировать ситуацию в стране, периодически повышая уровень репрессий, раскалывая белорусское общество и противопоставляя его части друг другу. Несмотря на то, что позиции Лукашенко на последних президентских выборах по сравнению с прошлыми стали менее устойчивыми, он сохраняет значительную поддержку населения страны: согласно опросу НИСЭПИ за А. Лукашенко на выборах 2010 года проголосовали 51.1% опрошенных граждан (или 58% с учетом явки), а 44,1% граждан до сих пор считают, что концентрация всей власти в руках Лукашенко идет на пользу Белоруссии. В то же время доверие граждан к Национальному собранию находится на уровне меньшем, чем к местным советам - 35,7% и 41,2% соответственно, что подчеркивает роль этого института в политической системе Белоруссии. Подобные цифры свидетельствуют об отсутствии внутренней потребности населения страны к изменениям политической системы. Вдобавок последние события на Ближнем Востоке, где относительно либеральные режимы авторитарных руководителей потерпели крах в результате акций протестов, являются своеобразным предупреждением действующему президенту Белоруссии в том, чтобы воздержаться от смягчения политического режима, которое может привести его к фатальным результатам.

В течение последних трех лет Белоруссия интенсивно налаживала отношения с западными партнерами, значительно активизировав западный вектор своей внешней политики. Цели подобной политики были вызваны необходимостью уменьшения рисков и угроз национальной безопасности Белоруссии в связи с чрезмерной экономической зависимостью страны от России, в том числе от поставок энергоресурсов и рынков сбыта белорусской продукции; возможных экономических санкции со стороны западных стран. Однако просчет белорусских элит относительно геополитического веса Белоруссии для Евросоюза, согласно которому «Западу больше необходимо договариваться с Белоруссией, чем Белоруссии необходимы хорошие отношения с Западом», сделали возможными развитие событий 19 декабря у Дома правительства, из-за которых за семь минут отношения между Белоруссией и Евросоюзом были отброшены на три года назад. Одновременно после осложнения отношений с Евросоюзом, Россия в значительной степени восстановила свое влияние на официальный Минск и перехватила у ЕС темп игры по вовлечению Белоруссии в орбиту своего влияния. В результате кризиса в белорусско-европейских отношениях Москва получила возможность диктовать свои условия официальному Минску, которые через некоторое время должны вновь осложнить ситуацию и вернуть ее в традиционное состояние торговых войн. РФ является в ближайшей перспективе единственным вероятным кредитором, который сможет удержать белорусскую финансовую систему от краха. При этом появляются два фактора, которые могут стать благоприятными для белорусской дипломатии в деле восстановления белорусско-европейского диалога: польское президентства в ЕС во второй половине 2011 года и парламентские выборы 2012 года. Польша является одним из главных «адвокатов» активизации политики Евросоюза в отношении восточных соседей, в том числе в отношении Белоруссии, и от успехов польской дипломатии на восточном направлении во многом будет зависеть вес Польши на европейском континенте. Парламентского выборы, которые должны состояться в 2012 году, дают шанс белорусскому руководству прекратить кризис в белорусско-европейских отношениях, сделав определенные уступки в демократизации избирательного законодательства и/или процесса.

Противоречия между президентом и номенклатурой

Создание действующими ведущими элитами политической партии, которая бы отражала их интересы, является объективным процессом. Даже в сегодняшних условиях концентрации власти в одних руках существуют группы номенклатур, которые хотят иметь более прозрачные условия своей деятельности без жесткой привязки к лояльности к действующему президенту. Кроме того, несмотря на успешное удержание власти в течение последних 16 лет в МВД существует понимание того, что А. Лукашенко когда-то покинет пост и в случае его внезапного ухода вся государственная система, которая держится на харизматичном лидере, испытывает кризис и может не избежать краха.
Государственные чиновники, особенно нижнего и среднего уровней, являются наиболее заинтересованными в существовании политического субъекта, который был бы способен перенять власть и контролировать ситуацию в стране в случае ухода действующего президента. Развитие ситуации по сценарию Площади может принести к катастрофическим результатам в деле сохранения властных позиций сегодняшних политических элит, поэтому белорусская номенклатура заинтересована в ограниченной и «управляемой» трансформации политической системы, смягчению конфликта и раскола в обществе и предотвращения радикализации оппозиции. В этом заключается основательное расхождение интересов действующего президента и номенклатуры. Личная безопасность А. Лукашенко зависит от занимаемой им должности, и он будет делать любые шаги по удержанию власти в своих руках. Отношения между А. Лукашенко и его оппонентами представляют игру с нулевой суммой, когда победитель получает все, поэтому действующий президент, как и его оппоненты, не способны сесть за стол переговоров. Другая ситуация складывается в отношениях между оппозицией и номенклатурой, где нет такого накала и жесткого противостояния и не исключается диалог между этими двумя субъектами. Белорусская номенклатура не заинтересована в чрезмерных репрессиях против граждан, что в будущем может привести к обратному эффекту против тех чиновников, которые принимали участие в репрессиях. Часть оппозиционных сил и подавляющее число субъектов гражданского общества постоянно стремятся навязать диалог правящим элитам, которые тоже не против переговоров с контрэлитой, даже с целью имитации процесса, что само по себе неплохо и может принести результаты в демократизации политической системы в долгосрочной перспективе. 

Сценарии развития объединения «Белая Русь»

К этому времени движение «Белая Русь» в своем становлении в качестве политической силы уже прошло две стадии: 1) экспериментальный период, который включал учреждение общественного объединения в 2004 году и первые пробы сил в избирательных кампаниях в Гродненской области; 2) выход на национальный уровень как общественной организации и участие БР в общенациональных политических кампаниях. Дальнейшее развитие этого политизированного общественного объединения зависит от ряда факторов и может развиваться по нескольким направлениям. Первый сценарий предполагает замедление темпов развития БР в результате усиления репрессивности режима и противодействия президента страны оформления структуры, которая придает больший политический вес отдельным группировкам номенклатуры. Президент рассматривает себя как личность, что представляет интересы всего общества, в то время как политическая партия выражает интересы определенной группы. А. Лукашенко никогда не возглавит подобного объединения, потому что это будет существенным сужением его электоральной базы. У действующего главы государства отсутствует необходимость в институциональном оформлении партии власти, его легитимность базируется на высоком доверии населения, которое не требует создания дополнительных политических структур. Кроме того, подобная политизированная организация, которая придает определенные властные полномочия и увеличивает политический потенциал руководства, может нести угрозу личной власти президента.

Второй сценарий является наиболее вероятным, он предусматривает сохранение существующего положения, когда «Белая Русь» и дальше будет являться республиканской общественной организацией, принимать активное участие в общественных и политических кампаниях, декларировать безусловную поддержку действующему президенту, постепенно увеличивать личный состав, активизировать международное сотрудничество и приобретать опыт политической деятельности с долгосрочными целями. Третий сценарий развития БР предусматривает трансформацию этой политизированной общественной организации в политическую партию еще накануне парламентского кампании 2012 года. Однако этот вариант требует изменения существующей избирательной системы и перераспределение властных полномочий в политической системе.

Наиболее оптимальный вариант


Несмотря на замораживание политического процесса в стране после президентских выборов 2010 года существует ряд благоприятных условий для окончательного оформления БР в политическую партию: ослабление роли первого президента Белоруссии в политической системе, например по состоянию здоровья; увеличение влияния ЕС на политическую систему Белоруссии и требование реформирования действующей системы. При определенных условиях РФ также заинтересована в трансформации политической (и избирательной) системы в Белоруссии по образу российской и появления сильной пророссийской политической силы. Россия является единственным вероятным кредитором белорусской экономики на данный момент, она получила значительные рычаги влияния на белорусское руководство. Однако руководство Белоруссии заинтересовано начать диалог с ЕС для того, чтобы сбалансировать влияние России и уменьшить ее диктат.

Выводы


Создание в Белоруссии партии власти отвечает интересам отдельных группировок белорусских номенклатур, заинтересованных в существовании политического субъекта, который способен перенять власть после окончания эпохи первого президента в Белоруссии. Со времени своего основания в 2004 году объединение «Белая Русь» постоянно увеличивает свое влияние в общественно-политической жизни страны, государственных органах и все больше выполняет функции политической партии, активно принимая участие в каждой избирательной кампании. Однако в ближайшей перспективе проект превращения республиканского общественного объединения «Белая Русь» в политическую партию выглядит как отложенный и может быть вновь реанимированных в результате действия ряда факторов, главным из которых является уменьшения роли лидерства А. Лукашенко в политическом процессе. Превращение БР в политическую партию может также быть ускорено в случае роста внутриполитической напряженности из-за нарастающего экономического кризиса и осуществления руководством государства модели «управляемой» демократии, используемой на просторах СНГ. Подобный шаг может быть осуществлен при условии давления внешних акторов и жесткой обусловленности ими экономической помощи Белоруссии, которая уже не в состоянии самостоятельно решить нарастающие проблемы в своей экономике. При условии трансформации объединения «Белая Русь» в политическую партию и переходе к пропорциональной избирательной системе проведение парламентского выборов в 2012 год по партийным спискам гарантирует победу этой организации.

Перевод (в сокращении): Светлана Тиванова