Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кто «заказал» Кучму?

Экс-президента Украины снова допрашивают по «делу Гонгадзе»

© REUTERS/Konstantin Chernichkin Кучма перед очной ставкой с Мельниченко
Кучма перед очной ставкой с Мельниченко
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Докажут или не докажут, осудят или не осудят? Эти вопросы вновь повисли в раскаленном страстями воздухе Украины. На этот раз они касаются уже не Юлии Тимошенко. Несомненно, главной темой прошедшей недели, которая, скорее всего, будет иметь дальнейшее развитие, стало возбуждение уголовного дела против безраздельно правившего страной в течение десятилетия Леонида Кучмы.

Докажут или не докажут, осудят или не осудят? Эти вопросы вновь повисли в раскаленном страстями воздухе Украины. На этот раз они касаются уже не Юлии Тимошенко. Несомненно, главной темой прошедшей недели, которая, скорее всего, будет иметь дальнейшее развитие, стало возбуждение уголовного дела против безраздельно правившего страной в течение десятилетия Леонида Кучмы. Новость, озвученная первым замом генпрокурора Ренатом Кузьминым и касающаяся вроде бы пожизненно неприкосновенного Данилыча, не только имела эффект разорвавшейся в толпе гранаты, но и сразу же породила массу версий по поводу того, кому это нужно.

Дежавю


Еще недавно казалось, что в «деле Гонгадзе» решено поставить точку: обвинив в убийстве Кравченко и Пукача, «отмазать» истинных заказчиков. И тут вдруг совершенно, на первый взгляд, неожиданно возбуждается уголовное дело против человека, которого все эти десять лет подозревали в организации похищения и убийства журналиста. При этом никаких ведь новых данных и фактов, во всяком случае известных общественности, не появилось. А основным аргументом вновь выступают пресловутые «пленки Мельниченко», которые на этот раз признали вещдоками.

Характерно, что уголовное дело против экс-президента не возбуждалось ни при его правлении (что вполне объяснимо), ни в пятилетку его сменщика Виктора Ющенко, несмотря на обещания, данные им на Майдане (что кажется совершенно необъяснимым, если проигнорировать версию договоренностей между Леонидом Даниловичем и Виктором Андреевичем). Даже арест генерала Пукача и других исполнителей не приблизил расследование к финалу, когда стали бы известны истинные заказчики и организаторы «дела Гонгадзе». Обещания оставались обещаниями, сопровождавшимися лишь туманными намеками на причастность к преступлению лиц «и сейчас находящихся в высших эшелонах власти». Выглядело это откровенной издевкой над общественным мнением, не чем иным, как «договорняками», круговой порукой и желанием обеспечить себе мирный и спокойный отход от власти.

Первый год правления команды Януковича также показал, что «дело Гонгадзе», несмотря на громкие заявления и обещания довести его до логического завершения, стал свое­образным продолжением связанных с ним предыдущих политических игр. Новую власть обвиняли в избирательности правосудия, когда уголовные дела открывались в основном против представителей бывшей власти — нынешней оппозиции. При этом нынешнюю властную команду попутно осуждали за то, что она, мол, уже знает истинных заказчиков и организаторов убийства журналиста, но предпочитает до поры до времени держать их на крючке или, как говорят, на коротком поводке. Хотя экспертам, способным глубоко анализировать ситуацию, понятно, что такое положение вещей не может продолжаться бесконечно. И когда-то нужно и в этом деле что-то предпринимать. Для чего? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим несколько версий, которые могут хоть в какой-то мере помочь объяснить происходящее.

Обелить, отвлечь, припугнуть, отомстить...

Сразу оговорюсь, это далеко не полный перечень возможных вариантов, и они вовсе не претендуют на монополию в установлении истины.

Версия первая. По мнению ряда политиков, политологов и экспертов, дело против Кучмы могло быть возбуждено специально для того, чтобы полностью оправдать его и поставить жирную точку в вопросе причастности экс-президента к убийству Георгия Гонгадзе. Ведь шлейф подозрений тянется за Леонидом Даниловичем все эти годы. И Ющенко за пять лет правления не предпринял ничего, чтобы доказать вину или снять обвинения со своего предшественника. А так все просто: провели следствие, организовали суд, который оправдал подозреваемого. Ведь доказать что-либо против экс-президента, по свидетельству юристов, очень проблематично. Таким образом, регионалы выполнят еще одно обещание.

Версия, прямо скажем, сомнительная. Трудно представить, чтобы Виктор Янукович и Леонид Кучма договаривались о таком сценарии. И почему это нужно делать именно сейчас? Нет, тут какая-то неувязочка.

Версия вторая. Более правдоподобная, выступающая в комплексе мероприятий под названием «Одним выстрелом нескольких зайцев». Она говорит в пользу желания команды президента обелить имидж не столько Леонида Даниловича, сколько Виктора Федоровича в глазах международной общественности.

Заметим, что и возбуждение дела против Кучмы совсем не случайно совпало с решением выпустить Юлию Тимошенко в Европу. Например, по мнению политолога Владимира Фесенко, дело против Кучмы завели, чтобы показать, что в Украине нет избирательного правосудия и «фигурантом уголовного дела может быть не только Юлия Тимошенко, но и бывший президент Леонид Кучма, который ну никак не является политическим врагом Януковича». Как пояснил эксперт, согласно этой версии, Кучма не случайно выбран на роль жертвы: на Западе хорошо знакомы с «делом Гонгадзе». Кроме того, в мире вошел в моду тренд на привлечение к ответственности экс-президентов. Например, в Израиле признали виновным в изнасиловании бывшего главу державы страны Моше Кацава, а во Франции судят экс-президента Жака Ширака.

Версия третья. Непосредственно связанная со второй. И касается визита Юлии Тимошенко в Брюссель. Мало того что власть сделала широкий демократический жест, показав Европе и миру свою терпимость к оппозиции, так еще и фактически выбила у Юлии Владимировны два главных аргумента в ее встречах с европолитиками: недемократизм и избирательность украинского правосудия. По этому поводу еще до отъезда Тимошенко народный депутат Тарас Чорновил сказал так: «Дают Тимошенко разрешение ехать в Брюссель, где она готовится рассказывать, как в Украине уничтожают оппозицию. Но ее выставляют на посмешище. Во-первых, отпустили в Брюссель, хотя она говорила, что пускать не будут. Во-вторых, готовятся выпустить на свободу одного из ее министров Филипчука, освобождение которого затягивали, по моему мнению, именно под поездку Тимошенко за рубеж. В-третьих — реанимировали «дело Гонгадзе», на котором строился весь негативный имидж нашей страны, когда говорили, что нужно наказать виновных. И вдруг возбуждается дело против Кучмы. Все это будет темой номер один во время визита Тимошенко в Брюссель, где ей придется все время давать уклончивые ответы, что это только очковтирательство. Другими словами, все это нивелирует поездку Тимошенко. Лучше бы ей даже не ехать».

Версия четвертая. Она заключается в том, что объектом на этот раз стал не сам Кучма, а его зять. А именно стремление провластных финансово-промышленных групп заставить бизнесмена Виктора Пинчука поделиться имуществом и телеканалами. Такое мнение озвучил вице-спикер Верховной Рады Николай Томенко в эфире телеканала ТВi.

Эта версия вкупе с другими тоже имеет право на жизнь. Ведь Виктор Пинчук обладает крупнейшими промышленными, финансовыми и медийными ресурсами, занимая четвертое место в рейтинге «200 самых богатых людей Украины» по версии журнала «Фокус». С другой стороны, такой поворот событий может свидетельствовать о довольно активно разворачивающейся войне олигархических кланов по переделу собственности и активов. Что может вернуть нас после года административно навязанной стабильности в период, когда не только власть, но и оппозицию будут организационно и финансово поддерживать самые богатые люди и связанные с ними ФПГ.

Версия пятая. В свою очередь свое­образно продолжающая предыдущую. Как считает политолог Василий Стоякин, уголовное дело, возбужденное против экс-президента Украины Леонида Кучмы, может быть следствием передела сфер влияния внутри партии власти. Добавим от себя: и разных провластных финансово-промышленных групп. «Первая мысль, которая пришла мне в голову по этому поводу, что инициатива принадлежит тем кругам в ПР, которые недовольны слишком большим влиянием группы Фирташа, — полагает Стоякин. — Как известно, и Левочкин был выдвинут Леонидом Кучмой, и деятельность группы Фирташа, насколько я помню, началась именно во времена Кучмы (имеется в виду «РосУкрЭнерго»). Это такой ход во внутрипартийной борьбе, тем более что инициатором выступает Ренат Кузьмин, который считается, условно говоря, донецким прокурором. Так что нельзя исключать, что речь идет о проявлении борьбы группы Ахметова — Колесникова против группы Фирташа — Левочкина». Ну, что ж, и такое не исключено.

Версия шестая. О ней говорят многие эксперты. По их мнению, возврат к «делу Гонгадзе» — это зацепка, которая помогает расширить круг потенциальных клиентов Генпрокуратуры. «Если верна первая версия о демонстрации Западу незаангажированного правосудия, тогда могут открыть дело и против Литвина», — поясняет политолог Владимир Фесенко. «Когда люди слышат фразу «расширить круг», все почему-то думают, что дело идет именно о Литвине», — удивляется политолог Михаил Погребинский. Но, по его мнению, Литвин сейчас не настолько значимая фигура. Кроме того, как отметил Фесенко, Литвин еще пригодится нынешней власти в Верховной Раде для голосования по ряду сложных и непопулярных законопроектов. В то же время «легендарный» майор Мельниченко прямо заявляет, что именно Литвин подставил Кучму и даже задумывал в то время государственный переворот. Но, думается, вряд ли власть затевала бы уголовное дело против Кучмы только для того, чтобы Владимир Литвин был более сговорчивым.

Версия седьмая (скорее всего, не последняя). Я бы назвал ее эмоциональной. И заключается она в личной обиде Виктора Федоровича на Леонида Даниловича. Некоторые эксперты полагают, что четвертый президент просто мстит второму за его поведение в ходе избирательной кампании 2004 года, когда Виктор Янукович мог бы стать президентом. Характерно, что, по свидетельствам людей из близкого окружения Януковича, он после «оранжевой революции» неоднократно очень неодобрительно отзывался о Кучме. Все же трудно поверить в то, что в возбуждении уголовного дела против Кучмы такую уж большую роль сыграло чувство мести. Как, впрочем, и в случае возбуждения дел против Тимошенко, Луценко и других нынешних оппозиционеров.

Чем дело завершится?

Естественно, перечнем вышеприведенных версий их количество не ограничивается. Причем каждая из них хитроумнее и изощреннее предыдущей. Самое интересное, что почему-то очень редко рассматривается ситуация, которая в любой цивилизованной, демократической и правовой стране была бы вполне естественной и понятной. Имеется в виду то, что новая власть, проявив принципиальность, честность и смелость, решила довести до конца так и не завершенное предыдущими правителями резонансное дело, связанное с убийством журналиста. И что Генпрокуратура, выполняя политическую волю президента, действительно, а не фиктивно решительно взялась за объективное расследование этого дела с целью передачи материалов в суд. И что суд — справедливый и независимый — тоже доведет дело до конца и докажет, что в этой стране торжествуют законы и право, а не право сильных, богатых и ловких махинаторов.

Дело в том, что нас за все двадцать лет независимости при всех властях и президентах успели убедить, что всеми действиями власти правит не желание установить истину, соблюсти Конституцию и законы, сделать людям лучше, а политическая целесообразность и финансовые интересы. Вот и получается, что ныне люди готовы верить в самые фантастические версии и предположения, а не в то, что уголовное дело в Украине против высокопоставленного (пусть и в прошлом) чиновника может быть возбуждено именно за какие-то правовые, экономические или уголовные преступления, не исходя только из политической целесообразности.

И вот тут возникает масса вопросов. Если власть начинает такое дело, она должна понимать, что сказав «а», придется говорить и «б». И поэтому сейчас нужно думать не только, образно говоря, кто «заказал» Кучму, но и о том, чем все это дело может завершиться. Прежде всего для власти. Например, по мнению политолога Василия Стоякина, дело против Кучмы создало откровенно абсурдную ситуацию. Эксперт считает, что в сложившихся условиях ни один человек, находящийся сегодня при власти, не может чувствовать себя спокойно.

«Что касается возможности посадить Кучму, — говорит он, — то это какая-то совершенно абсурдная ситуация. Тимошенко, которая обвиняется во вполне конкретных преступлениях, машет ручкой и уплывает в Брюссель, а в Украине в это время к ответственности привлекают Кучму. Я думаю, что это не самая лучшая придумка, потому что если, не дай бог, дойдет дело до реального преследования экс-президента, то никто из нынешней властной обоймы, независимо от статуса и положения, не сможет себя чувствовать спокойно, поскольку получается, что сегодня — Кучма, завтра — Левочкин, послезавтра — Фирташ, Ахметов, а потом дойдет и до самого Януковича, причем не факт, что он будет последним в этой обойме. В нашей стране возможны любые абсурды и парадоксы, но элементарное чувство самосохранения должно исключить возможность реального преследования бывшего президента».

По мнению Томенко, выдвижение обвинений против Кучмы бьет и по команде Януковича. «Если записи аутентичны, то надо посадить половину правительства, половину председателей областных администраций, большую часть Администрации президента, ну и значительное количество людей при власти, ибо они были системной, интегральной составляющей команды Леонида Кучмы», — считает вице-спикер.

Поэтому сейчас трудно сказать, чем завершится это дело и повлечет ли оно за собой новые уголовные дела. Все зависит опять-таки от того, с какой целью оно открыто (см. версии выше). Конечно, это может быть и отвлекающий маневр. Но если дело начато, как говорится всерьез и надолго, следует ждать в нем неожиданных поворотов. В том числе и попыток убрать нежелательных свидетелей.

Кстати, о возможности покушений на себя уже заявил Николай Мельниченко. Напомню, что многих из тех, кто был связан с «делом Гонгадзе», в живых уже нет. Это и генерал-лейтенант Петр Опанасенко, который еще до убийства журналиста сигнализировал о наблюдении за ним и занимался на первых порах этим делом. И ушедший из жизни в 2005 году экс-министр внутренних дел Юрий Кравченко. И умерший после шестилетнего пребывания в коме генерал Эдуард Фере. Последний считался важнейшим свидетелем по «делу Гонгадзе». Фере руководил аппаратом министра Кравченко и был близок к руководителю департамента наружного наблюдения Пукачу.

Во всяком случае теперь у власти нет и не может быть обратной дороги. Она должна или полностью оправдать Леонида Кучму, или осудить. Тем паче что на днях пример решения аналогичной проблемы продемонстрировали израильские власти. Там суд приговорил к семи годам тюремного заключения бывшего президента Моше Кацава. Он признан виновным в изнасилованиях и сексуальных домогательствах. Леониду Даниловичу, думается, это не угрожает. Но прояснить дело пора.