После состоявшегося 1 ноября визита российского президента Дмитрия Медведева на Кунашир – один из четырех удерживаемых Россией островов за Хоккайдо, отношения между Японией и Россией оставались напряженными. Однако Японии следует тщательно присмотреться к последним шагам России и подумать о возможности укрепить связи с этой страной.
11 марта, меньше чем через три часа после того, как северо-восток Японии поразило сильное землетрясение, г-н Медведев объявил, что его страна готова помочь Японии. На следующий день российский премьер-министр Владимир Путин сказал: «Япония – наш сосед, дружеский сосед, и, несмотря на различные проблемы, мы должны быть надежными партнерами». Он также приказал организовать поставки в Японию энергетического сырья в связи с кризисом на японской атомной электростанции.
14 марта г-н Медведев побеседовал по телефону с премьер-министром Наото Каном (Naoto Kan), а министр иностранных дел Сергей Лавров возложил цветы к японскому посольству в Москве и выразил «солидарность с Японией».
В тот же день на встрече с г-ном Лавровым в Париже новый министр иностранных дел Такэаки Мацумото (Takeaki Matsumoto) заявил, что, хотя Япония продолжает считать четыре острова неотъемлемой частью своей территории, она хотела бы расширить связи с Россией во всех областях, включая политику, экономику и культурное взаимодействие и добиться прогресса в переговорах о территориях. Г-н Лавров в свою очередь заявил, что, если Япония продолжит курс бывшего министра иностранных дел Сэйдзи Маэхары (Seiji Maehara), обе страны могут с оптимизмом смотреть на будущее своих отношений.
Японии следует обратить внимание на слова г-на Лаврова. Г-н Маэхара старался построить доверительные отношения с российскими официальными лицами с помощью личных встреч. Япония должна по-прежнему занимать твердую позицию по вопросу о так называемых Северных территориях. Однако японским политикам следует воздерживаться от нередко делающихся в политических целях для внутреннего употребления эмоциональных заявлений о японско-российских отношений, а также от заявлений, которые противоречат договоренностям, достигнутым в ходе прямых переговоров с представителями России.
Японии также следует воспользоваться предложением России о создании комиссии историков, так как оно дает возможность рассмотреть результаты Второй мировой войны с разных сторон и создать доверительные отношения, которые могут послужить основой для разрешения территориального спора.