«В странах Южного Кавказа, если смотреть, как развиваются события в каждой стране по отдельности, можно увидеть определенный позитивный сдвиг в сторону реформ и демократии. Но процессы могли бы идти быстрее, если бы не было очагов напряженности и «замороженных конфликтов». Об этом, как сообщает АПА, заявил в интервью Delfi действующий председатель ОБСЕ, глава МИД Литвы Аудронюс Ажубалис. Председатель ОБСЕ отметил, что поездка в регион помогла ему собрать необходимую информацию и оценить возможность определенных сдвигов в разрешении конфликтов на Южном Кавказе. «Если взять проблему Нагорного Карабаха, то лично я убедился, что после сочинской встречи есть определенное пространство для подвижек. Минская группа работает, несмотря на то, что ее сопредседателей часто критикуют, а критикуют потому, что не владеют информацией о ее деятельности», - заявил А.Ажубалис.
Посредничество президента России в разрешении этого конфликта является, по мнению действующего председателя ОБСЕ, серьезной базой для подвижек. «Однако Минская группа не решит проблему сторон. Она может предлагать любые планы, но если не будет политической воли всех сторон, никто не сдвинет ситуацию в сторону разрешения», - подчеркнул А.Ажубалис.
Комментируя вопрос о том, как стороны восприняли предложение отвести снайперов с линии соприкосновения, председатель ОБСЕ заявил, что «предложил Армении в одностороннем порядке отвести снайперов, чтобы показать пример, но получил отказ так же, как и в Азербайджане». «Хорошо, что обе стороны в Сочи договорились начать консультации о механизме, который бы позволял расследовать инциденты на контактной линии. После вышеупомянутых печальных событий (смерть 9-летнего Фариза Бадалова - ред.) я попросил своего представителя по Нагорному Карабаху отправиться расследовать эти события», - добавил действующий председатель.
Однако Москва рассматривает свою активизацию в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха как еще одно доказательство возвращения России на Южный Кавказ, особенно в свете событий последующих после агрессии в отношении Грузии в августе 2008 года. «В зоне армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта действительно фиксируется рост напряженности, учащение перестрелок по сравнению с периодом прошлого года, если взять этот период или более поздний», - считает директор Четвертого (Кавказского) департамента стран СНГ МИД России Андрей Келин. Об этом, как сообщает 1news.az, он заявил в эфире радиостанции «Голос России».
«Конечно, есть основания для опасений в том плане, что они могут при определенных условиях перерасти в нечто более крупное. Но в целом еще раз хотел бы сказать: ситуация не так плоха, как была в прошлом», - отметил он. Отвечая на вопрос ведущего радиопередачи о том, нет ли сегодня опасности «размораживания» конфликта между Арменией и Азербайджаном, Келин отметил, что это тот вопрос, над которым все, кто к этому причастен, очень серьезно думают.
«В первую очередь это руководители Азербайджана и Армении, без сомнения, руководители Российской Федерации. Как вы могли заметить, президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев лично сейчас вовлечен», - сказал он.
Келин также отметил, что за последний период времени Медведев провел уже шесть встреч, и планируются другие. «А подготовительными работами каждой из этих встреч руководит лично министр иностранных дел Сергей Викторович Лавров, потому что именно он является генератором здесь идей. Речь идет об отработке принципов урегулирования. Задача состоит в следующем. В свое время были отработаны Мадридские принципы. С тех пор они достаточно видоизменились. Но мы идем именно по этой канве, которую в свое время предложили посредники от Минской группы, то есть от России, Франции, Соединенных Штатов. Они составили первый набор. И дальше наши руководители пытаются конкретизировать и достаточно продуктивно работают. Это очень кропотливое дело. Действительно, проводятся часы совместных встреч с тем, чтобы небольшие формулировки постепенно отточить. Но эта работа, без сомнения, нужная. Она должна обязательно выполняться», - отметил представитель МИД РФ.
По его мнению, данная дипломатия может быть охарактеризована как трехсторонняя. «Конечно, мы сочетаем свою работу с деятельностью официально уполномоченной Минской группы ОБСЕ, потому что это, в общем, международные усилия. А сейчас именно тот этап, когда инициативу необходимо взять в свои, то есть в наши, российские, руки с тем, чтобы буквально вести стороны шаг за шагом к мирному соглашению. Потому что, когда отработаны принципы, начнется составление мирного соглашения на базе этих принципов. А потом уже здесь возможны позитивные развязки.
Но, как я говорил в начале нашей беседы, напряженность есть. На границах. Есть достаточно воинственные высказывания, причем с обеих сторон. Надо сказать, что это пугает. Если эту эскалацию не остановить, то неприятные варианты весьма возможны. Поэтому мы делаем все, чтобы этого не было», - отметил он. По словам Келина, Турция и Иран весьма заинтересованы в стабильности в регионе и не раз предлагали свои услуги в деле урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Но дело не в том, кто, вернее, сколько стран будет сейчас участвовать в этих процессах посредничества. Все зависит от самих сторон конфликта.