Сейчас реформы стали модными. На днях в Армении на самом высоком уровне прозвучали заявления, одно громогласнее другого, которые, пожалуй, призваны вселить уверенность, что у нас дан старт системным преобразованиям. Значит, армянин-эмигрант не будет вынужден устремлять взор в ближние и дальние «России» в надежде свести концы с концами, а останется с семьей, будет работать и достойно зарабатывать на хлеб насущный.
Во всяком случае, к этому сводится логика преобразований. Ведь любой шаг, предпринимаемый властями, должен быть направлен не только и не столько на личное благополучие служащих государственных структур, являющихся опорой власти, сколько на повышение уровня жизни каждого члена общества, укрепление его положения на родине и полное использование потенциала, что, несомненно, решает и проблему национальной безопасности. В конце концов, в этом смысл положительных перемен, остальное – из сферы риторики, с нулевым коэффициентом полезного действия.
В нашем случае, несмотря на то, что пока нет никаких видимых показателей, да и не могло быть, поскольку сотрясать воздух еще не достаточно для того, чтобы получить результат, должностные лица разного ранга в наши дни подключились к выполнению высокой миссии - активно трубить на весь свет о несуществующих реформах или связанных с ними программах. От отечественных агитаторов не отстают и прибывающие в Ереван европейские чиновники, у которых, как будто, есть спецзадание гладить наших по головке, да еще расхваливать за избранный ими путь политических и экономических реформ, за достигнутые успехи, которых нам так и не посчастливилось увидеть. Самые остроумные даже нашли название рекламируемым реформам – «отступление с песней». Или, если хотите, с мугамом.
И действительно, может быть, наивные и поверят, но подавляющая часть народа с трудом поверит в эти сказки о поворотных, реальных переменах, которыми время от времени «кормят» людей руководители полиции, комитета государственных доходов, министерств образования и науки, здравоохранения, сельского хозяйства, многих других ведомств, уверяя, что планируемые положительные перемены существенно улучшат качество нашей жизни и т.д., и т.п. А народ не ждет никаких положительных изменений, потому что, как говорится, «глаза боятся увиденного».
Реформы – это, по сути, мини-революция, которая в данном случае должна произойти, прежде всего, в головах и поведении правящей элиты, стать неотъемлемой частью воли и духовности хотя бы подавляющей части должностных лиц. Но, к сожалению, это не так. В стране, где даже лекарства подделываются, доводя человека до смерти, где требуется девять дней для того, чтобы установить маленькую палатку для гражданина, который проводит голодовку, где бесконтрольно эксплуатируются рудники, загрязняя, отравляя атмосферу, сколько грошей в такой стране стоит слово правителя, его заверения в изменении ситуации?
Вообще при такой криминально-олигархо-клановой системе, как наша, трудно представить себе власть, способную на проведение кардинальных реформ. Если многоуважаемый премьер-министр Армении, которому трудно навести порядок в Пенсионном фонде (где даже после бесшумного увольнения директора продолжается прикарманивание миллионов окольными путями), пытается уложить свое видение реформ, скажем, в рамки «сильной необходимости» умывания коровьего вымени теплой водой, значит, громоподобные заявления о стремительном прогрессе – всего лишь пузырь, и не более того. Хотя проблема дойных коров тоже важна, и в этом контексте очень беспокоит тот факт, что в последнее время в сыре, который продается в магазинах Еревана, количество обнаруженных бактерий, внимание, в 200 раз превышает норму.
Хорошо, если реформы – это заботливо упакованный блеф, тогда, что от этого выигрывают власти, какова их истинная цель?
Заключение, как будто бы, ясно: в очередной раз подкладывается мягкая подушка под голову широких масс, активизировавшихся в последнее время и готовых к борьбе за права и законные требования. Потому что только так можно будет пресечь или хотя бы смягчить опасность социального взрыва, которой пропитана атмосфера в Армении.
То есть единственный виновник существующей ситуации, который в результате множества своих же упущений, чреватых общественным бунтом, породил социальное недовольство, теперь сам старается исправить, устранить возможные последствия своих недальновидных шагов, на этот раз в качестве дымовой завесы используя термин «реформы». Это старый, неоднократно проверенный способ утихомирить народные волнения, к которому периодически обращались и коммунисты, и который какое-то время работал на правящий режим.
Не углубляясь в дебри истории, будем помнить, что последним таким опытом советских времен стали горбачевские реформы, получившие название «перестройка». Чем она закончилась, среднее и старшее поколения наших соотечественников хорошо знают, потому что на собственной шкуре почувствовали «блеск и нищету» так называемой перестройки. Настоящие реформы, что и говорить, являются стимулом прогресса и благополучия, и в истории есть яркие тому примеры. Но все дело в том, что результат реформ всегда поздно выплывает наружу, и лишь в конце видно, это были реформы или же отступление с песней. Или, если хотите, с мугамом.