Главный редактор правозащитного информационного агентства «Свобода» Александр Лашманкин, все-таки доехавший до Минска, в интервью «Салідарнасці» рассказал, почему накануне Дня Воли направлялся в Белоруссию, для чего учит наш родной язык и какими видит белорусско-российские отношения в ближайшем будущем.
На днях самарец Лашманкин стал одним из главных героев новостных лент в связи с его задержанием и последующим арестом на трое суток. Журналист, после отсидки в оршанском изоляторе, все же доехал до Минска. Правда, аккредитации его лишили, а от повторного запроса отмахнулись. После трех дней, проведенных им уже в Минске, он встретился с корреспондентом «Салідарнасці».
Прозвучавшее из уст россиянина «прывітанне» немного обескуражило.
– У вас очень красивый язык, я купил себе разговорник, учу белорусский, – тут же сказал он.
По пути в центр Минска говорим о профессии.
– Думаю, что СМИ постепенно уйдут в формат блогов, – считает Александр. – То, как у вас отнеслись к журналистам 19 декабря, еще раз подтверждает мою теорию об обкатке «путинского» сценария выборов в России.
Прогуливаясь по площади Независимости, российский коллега просит показать те злосчастные двери в Доме правительства, за которые теперь дают такие сроки участникам акции протеста.
– Я просто должен это сфотографировать, – говорит он, и достает фотоаппарат.
Буквально из-под земли появляется рослый охранник с просьбой показать снимочки. Объект-то режимный. Удостоверившись, что на фото нет государственных секретов, он отпускает нас восвояси.
– После негостеприимной Орши, каким вам показался Минск?
– Первое ощущение от вашей столицы – Минск подавляет. Много монументальной архитектуры сталинских времен, много пространства. Мне понравилось только в Троицком предместье, там уютно. Люди у вас приветливые, лица открытые. Заметно, что страна последние годы не ведет горячей гражданской войны, не пропустила население через шоково-приватизационную мясорубку.
– Почему вы решили приехать в Минск в канун Дня Воли 25 марта?
– Можете не верить, но это случайность, совпадение. Вообще я собирался приехать в Минск в феврале, но не смог найти деньги на поездку.
– За несколько дней вы повстречались с большим количеством людей, посетили суд над Никитой Лиховидом. Какие выводы можно сделать из минувшей президентской кампании?
– Мне кажется, что успех будет только в том случае, если ваша оппозиция себя переформатирует. Слишком много оппозиционных кандидатов. Как результат – не смогли договориться между собой, раздробили голоса избирателей. Может быть, кандидаты в президенты и не ожидали такого жестокого разгона митинга. Но, ввязываясь в президентскую кампанию, нужно отдавать себе отчет о последствиях.
– Почему отношение официального Кремля к Минску такое двойственное. С одной стороны неприятие до гадливости и с другой – худо-бедно, но поддержка?
– Наш дуумвират сдает позиции. В России нынче два центра силы, это Путин и Медведев. Возьмите хотя бы их высказывания по Ливии. В России идет борьба между тоталитарным Путиным и Медведевым, который пока не определился. Путин старательно прибирает к рукам лакомые кусочки вашей промышленности, за его спиной «Ростехнологии», нефтепереработка, газ.
– Что подвигло вас на поездку в Белоруссию?
– В России о Белоруссии существует миф, что это постсоветский рай. Во многом я оказался под действием этого мифа, спасибо СМИ, которые создают образ Лукашенко, как мужицкого царя, без которого русским жить плохо. И, поверьте, многие россияне хотят видеть его в роли этого царя на объединенных землях.
Миф разрушился моментально, когда я был задержан и оказался на «сутках». Вообще, Белоруссия вызывает у меня стойкие ассоциации с Италией времен Дуче. Такая же социально ориентированная экономика, те же лозунги. Парадов только маловато.
– Почему вас задержали?
– Думаю, что Лукашенко не нужны посредники в дружбе с Россией. Он не желает делить эту дружбу с правозащитниками и журналистами.
– Как будут развиваться российско-белорусские отношения? Грозит ли Беларуси поглощение со стороны России?
– Сегодняшняя Россия, это даже не колосс на глиняных ногах, а бурдюк с навозом в форме ядерной ракеты. Навоз бурлит и выделяет газ, который потом качают по трубе и продают. Если Россия попытается поглотить Белоруссию, она просто подавится. Официальная Москва обломала зубы об Абхазию и Южную Осетию. Что говорить про Белоруссию…
Парадокс в том, что наши страны оказались заложниками конца истории. Есть какое-то подобие капитализма, но у каждого со своим уклоном. Остается лишь пожинать его плоды.