Когда речь заходит о международной помощи, не все страны считаются равными. США и НАТО заявляют, что решение об применении авиаударов против ливийского правительства принималось в соответствии с доктриной об обязательствах по защите мирного населения.
САПНА ЧХАТПАР, замглавы Международной коалиции по обязательствам по защите: Об обязательствах по защите заговорили после того, как мы не смогли должным образом отреагировать на события в РуАнде и СрЕбренице, на холокост и геноциды по всему миру.
Созданная ООН и восхваляемая советниками Обамы, концепция «Обязательств по защите мирного населения» утверждает, что суверенитет является привилегией, а не правом.
САПНА ЧХАТПАР, замглавы Международной коалиции по обязательствам по защите: Являясь суверенной страной, вы обязаны не убивать своих граждан.
А также предполагает, что мировое сообщество может вмешиваться в случае, когда правительство какой-то страны обижает свой собственный народ.
Однако критики утверждают, что концепция полна лицемерия и шкурных интересов.
ЭНТОНИ ФЕНТОН, webofdemocracy.org: Я бы назвал это гуманитарным империализмом. Это геополитический проект западной гегемонии, западного империализма. Они не вмешиваются в целый ряд стран, где поддерживают диктаторов и репрессии.
Американский президент Барак Обама оправдал свое решение бомбить Ливию концепцией обязательств защиты мирного населения.
БАРАК ОБАМА, президент США: Некоторые государства могут закрывать глаза на зверства, которые творятся в других странах. Америка не такая. Я, как президент, отказываюсь ждать кадров бойни и братских могил и выбираю действие.
Однако будучи кандидатом в президенты в 2007 году Обама сказал, что беспокойство насчет геноцида и нарушений прав человека не является достаточной причиной сохранять присутствие американских войск в Ираке.
Если мы принимаем решения о размещении войск, руководствуясь этим критерием, тогда сейчас в Конго должно быть порядка 300 тысяч наших военных. Там в результате межэтнического насилия убиты миллионы людей. А там нас нет.
Правозащитник Дэвид Донго вспоминает ситуацию на своей родине, в Уганде.
ДЭВИД ДОНГО, правозащитник: Это был геноцид, тогда было убито бессчетное количество людей.
Однако в отличие от богатой нефтью Ливии, Уганда ждала помощи много десятилетий. Когда помощь пришла, было уже поздно, и ничего из этого не вышло.
ДЭВИД ДОНГО, правозащитник: Все говорили, что нам нужно использовать силу, чтобы остановить войну. Однако это не сработало. Иногда необходимо проводить мирные переговоры. И тут они провалились.
Критики говорят, что провал повторится и в Ливии, хотя сторонники утверждают, что Ливия станет новой моделью гуманитарной интервенции.
Однако критики отвечают, что после окончания бомбардировок интервенция не закончится.
ЭНТОНИ ФЕНТОН, webofdemocracy.org: Так кто будет заниматься восстановлением? Этим будут заниматься так называемые продвигающие демократию организации типа Национального фонда развития демократии? Будут ли там наемники для защиты этих организаций?
В Ливии продолжаются бомбардировки, а тем временем насилие и репрессии разгораются в Сирии. Причем госсекретарь США Хиллари Клинтон осудила действия сирийского правительства, однако не упомянула американские обязательства по защите тамошнего мирного населения.