Активный критик Путина, бывший вице-премьер правительства России (1997–1998), лидер оппозиционной Партии народной свободы Борис Немцов в конце апреля прибудет в Латвию. Об этой поездке и не только мы беседовали в его московском офисе.
- Это будет ваш не первый визит в Латвию?
- Ранее я был в Риге на презентации своей книги «Исповедь бунтаря». Книга переведена на немецкий, английский, китайский и латышский языки. Если первые три более-менее понятны, то перевод на латышский язык меня несказанно обрадовал, и я приехал на презентацию. Было интересно. За мной постоянно следовали какие-то агенты. Более того, когда я зашел в кафе, они сели неподалеку и ничего не заказывали, я им даже сказал «Берите, я за вас заплачу. Понимаю, вы на работе, денег мало…».
- Кто это был?
- Это были чекисты.
- И c какой целью они за вами следили?
- Наверное, хотели знать, что я делаю… Хотел встретиться с нашим послом Вешняковым, знаю его с 1990 года. Он вначале, кажется, обрадовался моему визиту. Однако потом, наверное, старшие товарищи посоветовали ему не делать этого.
- Что планируется во время предстоящей поездки?
- Главное – участие в конференции. Может быть, выступлю также с лекцией в университете. Это будет анализ внутренней ситуации в России – как экономической, так и политической.
- Что сейчас происходит в российской политике? Это предвыборный год. Комментаторы говорят, что предвыборная кампания уже началась.
- Во многом, да. Во-первых, как говорится, включили утюг – держат Путин или Медведев. К тому же, они не только продвигают свою партию воров и коррупционеров, официальное название которой «Единая Россия», но и конкурируют между собой.
Во-вторых, они, конечно, очень сильно расчищают политическую арену. Отказано в регистрации левым партиям: партии Эдуарда Лимонова «Другая Россия», Rot-Front, «Партии дела» предпринимателя Константина Бабкина. У них, понимаете, фальсификация четырех ступеней. Это не так что в день выборов вбрасывают в урны бюллетени - и все, это четыре ступени.
Первая – не регистрировать партию. Вот, теперь есть Партия народной свободы. Мы провели конференцию и в начале апреля подадим документы на регистрацию. Если партию не зарегистрируют, то на выборах не будет демократической оппозиции. А если на выборах нет оппозиции, то нет выборов… Второй этап фальсификации – цензура. Ясно, если показывают только партию воров и коррупционеров, то у людей искаженное понимание о реальных программах, позиции и так далее. Третий этап – вычеркивание из бюллетеней уже зарегистрированных партий. В избирательном бюллетене уже была партия, но вдруг они говорят, что есть какие-то нарушения, и эту партию из бюллетеня вычеркивают.
И последний этап – фальсификация в день выборов. Уже никого не удивляет, что партия Путина в некоторых областях получает более ста процентов. Так сильно стараются, что бюллетеней бросают больше, чем избирателей.
Поэтому моей главной задачей будет мониторинг выборов уже со стадии регистрации. Мы готовится к выборам, готовимся создать Партию народной свободы с четырьмя сопредседателями (Владимиром) Рыжковым, (Михаилом) Касьяновым, (Владимиром) Миловым и мной.
Хорошая новость – наш рейтинг уже 20%, что, разумеется, очень неприятный сюрприз для режима, и мы вошли в пятерку самых популярных партий России, к тому же партия существует только два месяца…
- Откуда эти данные?
- Это данные опроса очень влиятельного и профессионального социологического института Центра Левады. Это так – за нас готовы голосовать и, по всей вероятности, проголосуют 18-20% избирателей…
Тоталитарные режимы на вид такие стабильные, монументальные. Скажем, Мубарак. Три месяца назад было даже трудно представить, что с ним в считанные дни может произойти нечто такое… Государства разные, но режимы похожие. Однако в том, что Путин это российский Мубарак, у меня сомнений нет.
- Но, кроме Путина, есть еще и президент Дмитрий Медведев, который, между прочим, иногда говорит прямо противоположно Путину.
- Дело в том, что Медведев не президент, а блогер. Он так и не стал президентом. Скоро будет три года, как он находится в Кремле, но у него нет ни возможностей, ни власти. Он не может ни назначать свои кадры, ни реализовать свою политику…
- Кто же в таком случае правит Россией?
- Путин, его группировка: Путин, Сечин, Ковальчук, Тимченко.
- Есть различие между Латвией и Россией в той политической плоскости, о которой мы говорим?
- В Латвии, мне кажется, большие проблемы в экономике. Когда я был там, было очень тяжелое положение с дефицитом бюджета... Однако в Латвии есть право. У нас этого нет, у вас – есть. Нет такого произвола, как у нас. В Латвии есть правоохранительная система, а у нас - оборотни в погонах. У Латвии, конечно, нет нефти и газа. Если бы у вас были нефтяные вышки, вы бы жили, как норвежцы. Конечно, большая безработица, конечно, маленькая экономика, потому что страна маленькая. Поэтому вы, конечно, страдаете от определенного комплекса, что, вот, снова могут придти русские, снова захватят вас. У Путина имперский комплекс, он считает, что все младшие братья должны поклясться в верности ему. А у вас комплекс: во всем виновата Москва. Это полный абсурд – и комплекс Путина, и этот. После вступления в ЕС и в НАТО Латвии от своего комплекса постепенно нужно избавляться. Думаю, что избавитесь.
- Когда был референдум, многие русские граждане Латвии голосовали против вступления в Европейский союз.
- Но большинство было за Европейский союз. После развала СССР Латвия и Россия избрали разные модели развития. Вы выбрали европейскую модель… Россия выбрала воровскую, авторитарную модель. Поэтому вы очень медленно, понемногу, в конце концов, добьетесь позитивного результата. А, что касается нас, очень опасаюсь, что, несмотря на наши огромные ресурсы, политика Путина приведет к развалу государства.
- Русский бизнес сейчас активно приходит в Латвию.
- Ну и что? Россия – богатая страна, здесь есть деньги, деньги любят тишину и прогнозируемость. Так как Латвия для нас не чужая страна – там и много русских живет, и дела можно вести на русском языке, - поэтому, разумеется, привлекательно туда инвестировать, к тому же это государство ЕС…
Недавно в Страсбурге говорил с латвийскими депутатами, русскими, и мне показалось странным, что у русских в Латвии до сих пор есть какие-то иллюзии в отношении Путина. И меня потрясло их отношение: меня критиковали за то, что я борюсь с Путиным. Они, мне кажется, путают Путина с Россией. Я люблю Россию и желаю ей добра. Мне кажется, что критиковать Путина это очень патриотичное дело, потому что эти люди ведут Россию к краху. Думаю, что все, кто их поддерживает, фактически поддерживают режим, который разрушает государство, и поэтому являются русофобами. А те, кто этот режим критикует, борется с ним, - патриоты.
(Публикуется в сокращении)
Перевод: Лариса Дереча