Украина продолжает жить в условиях дорожающих энергоносителей и неопределенности в подходе со стороны Евросоюза, который явно игнорирует наши энергетические интересы. Долго так продолжаться не может: мы теряем драгоценное время, и, в конце концов, можем выпасть из системы европейского транзита, так и не получив низких цен на топливо. В итоге под вопросом оказывается не только выход украинской экономики из кризиса, но и будущее нашего экспорта – дорогой газ не позволит отечественной продукции конкурировать на внешних рынках.
В вопросах поставок газа мы вплотную подбираемся к символической «точке невозврата». Россия делает ставку на обходные газопроводы – Северный и Южный потоки, которые смогут транспортировать около 120 миллиардов кубометров газа в год. А это превышает текущие объемы прокачки газа в Европу через украинскую ГТС (в прошлом году – около 95 миллиардов. кубометров). При этом наша газотранспортная система требует немедленной модернизации: по оценкам специалистов, износ отдельных объектов уже составляет 70–90%.
За последние годы Евросоюз не раз заявлял о готовности инвестировать в модернизацию нашей газотранспортной системы. Однако реальные шаги Европа ставит в зависимость от гарантий со стороны России обеспечить заполнение трубы газом. «Модернизация украинской ГТС не имеет смысла без газа, а он поступает из России», – эти слова еврокомиссара Гюнтера Эттингера недвусмысленно отражают «желание» ЕС помогать Украине. Пройдет еще совсем немного времени, и на нашем устаревшем и изношенном транзитном потенциале можно будет ставить жирный крест. А российский газ к европейскому потребителю пойдет другим путем.
К сожалению, это не единственная наша проблема в газовой сфере. Пока отечественные предприятия выкарабкиваются из кризиса, их уже поджидает новое испытание: из-за дорожающей нефти ежеквартально повышается и цена на газ. Стоимость российского голубого топлива для Украины, согласно контракту 2009 года, рассчитывается по европейской формуле в привязке к ценам нефти и нефтепродуктов, которые действовали на рынке на протяжении предшествовавших девяти месяцев. Так что нынешний уровень цен на нефть – около $100 за баррель – нам еще предстоит ощутить будущей осенью в виде подорожания импортируемого газа, который потребляют промышленность и предприятия теплокоммунэнерго.
Стремление снизить зависимость Украины от российского газа пока дальше разговоров не идет. Для наращивания собственной добычи до 28–30 миллиардов. кубометров в год, как предусмотрено Энергетической стратегией до 2030 года, необходимы колоссальные инвестиции в размере $25 миллиардов, что сегодня не под силу ни «Нафтогазу», ни правительству. К тому же за прошлый год добыча газа снизилась почти на миллиард кубометров – до 20 миллиардов куб. м.
Призрачная альтернатива
Сегодня многие страны мира все больше обращают внимания на альтернативные энергоносители – сжиженный природный (СПГ) и сланцевый газ.
В Украине несколько последних правительств также рассматривали возможность использования сжиженного природного газа. Еще около года назад министр энергетики Юрий Бойко заявил о намерении закупать СПГ в Египте по $180 за тысяч кубов. Однако масштабное использование СПГ связано с рядом серьезных проблем. Это и необходимость инвестировать свыше $2,5 миллиардов в сооружение терминала по приемке этого газа, и длительные сроки строительства и окупаемости, и трудности с проходом огромных судов-газовозов через турецкие проливы, и – главное – непредсказуемость ситуации с ценой и объемами поставок СПГ в условиях сегодняшней политической нестабильности в странах арабского Востока. По мнению директора российского Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, рассчитывать на поступление на рынок больших объемов сжиженного газа по низким ценам не приходится: у Египта нет свободного газа, а один из крупнейших поставщиков СПГ – Катар уже решил до 2014 года остановить проекты по строительству новых мощностей. Поэтому серьезно надеяться на сжиженный газ как альтернативу российским поставкам нереалистично.
Сланцевый газ тоже вряд ли станет для Украины палочкой-выручалочкой. По оценкам компании «Ситигаз», этого вида топлива у нас почти 2 трлн. кубов, но это технически извлекаемые, а не доказанные запасы. Американские компании, которые дальше других продвинулись в разработке сланцев, готовы помогать Украине. Но речь пока идет не о передаче технологий, а лишь о содействии в геологоразведке. А технологии там не только сложные, но и опасные. Ведь в сланцевую породу закачивается много воды, чтобы произвести гидроразрыв, а это чрезвычайно опасно для окружающей среды. Да и сами сланцы у нас залегают гораздо глубже, чем в США, так что извлечь газ будет сложнее.
Еще одна особенность сланцевого газа – высокая стоимость добычи. Для разработки нужны значительные средства, которые даже многим странам Евросоюза, с их немалыми дефицитами бюджетов, сегодня просто не по карману. В США сланцевая революция началась в 2005 году, когда стоимость газа на Henry Hub (газохранилище в США, цены которого являются базовыми в биржевой торговле) достигала пиковых $500 за тысячу кубометров, объясняет директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Тогда инвестировать в альтернативный источник газа было выгодно. Сегодня же, по имеющимся расчетам, полная стоимость затрат на добычу сланцевого газа в среднем составляет около $200 за тысячу куб.м., что существенно дороже добычи природного газа. Более того, текущие цены на Henry Hub примерно на четверть ниже себестоимости добычи сланцевого газа, чем у большинства американских добывающих компаний. Как утверждает начальник управления структурирования контрактов и ценообразования ООО «Газпром экспорт» Сергей Комлев, «сланцевым» компаниям в США удавалось выживать в условиях существующего ценового тренда только за счет продажи значительной части газа на форвардном рынке, по контрактам на полтора-два года вперед, где цена существенно выше, чем сложилась на сегодня. Однако компаний, которым удается таким образом компенсировать затраты, становится все меньше. Есть все основания ожидать, считает Сергей Комлев, что пузырь сланцевого газа в США в ближайшее время лопнет, и цены на американском спотовом рынке придут к реальному уровню.
В поисках выхода
Мировая экономика хотя и медленно, но все же выходит из кризиса. Соответственно, будет расти и спрос на энергоносители. Украина уже в прошлом году увеличила потребление природного газа более чем на 5 миллиардов кубов – до 57,6 миллиардов. По прогнозам крупнейших мировых энергокомпаний, рост потребления голубого топлива в странах ЕС составит примерно 1,5% в год на протяжении ближайшего десятилетия. А это означает, что Украина может остаться не только одним из основных потребителей, но и главным транзитером российского газа (сейчас через нас идет до 70% газпромовских поставок в Европу).
По оценкам специалистов французской энергетической компании Total, к 2020 году спрос в Европе может увеличиться на 130–140 миллиардов кубометров газа, поэтому проблем с недогрузкой нашей ГТС, даже с прокладкой Северного и Южного потоков, возникнуть не должно. Правда, при одном условии – что будет осуществлено объединение «Газпрома» и «Нафтогаза».
«Если будет достигнута договоренность о слиянии «Газпрома» и «Нафтогаза», то, конечно же, «Газпром» максимально загрузит газотранспортные мощности Украины. Это повысит доходы украинского бюджета. А самое главное – население, комбыт, а также промышленность и электроэнергетика получат газ по внутренним российским ценам, а это в разы ниже, чем сейчас платят украинские потребители. Таким образом, Украина получит серьезную экономическую помощь для развития», – заявил глава правления «Газпрома» Алексей Миллер на прошедшем недавно в Москве круглом столе, посвященном актуальным проблемам европейской энергетики. Кроме того, «Газпром» готов инвестировать и в модернизацию нашей ГТС, увеличив ее транзитную мощность с нынешних 95 миллиардов до 120, а то и до 140 миллиардов кубометров газа в год.
Подходы к созданию СП не изменились: российская компания внесет свою долю в виде добычных активов (речь, судя по всему, может идти об Астраханском месторождении, расстояние от которого до украинский границы всего 450 км), а НАК – свои газотранспортные мощности.
В правительстве не отрицают возможности создания такого совместного предприятия, но хотели бы видеть в нем еще и третью сторону – партнера из Европы. Однако ожидание поддержки со стороны ЕС затягивается и ставит Украину перед выбором: продолжать убеждать Европу и Россию в необходимости трехстороннего СП и одновременно тешить себя надеждами на СПГ, сланцевый газ и прочие воздушные замки – с реальной угрозой потерять через несколько лет транзитный статус. Либо всерьез задуматься над предложением России и постараться в ходе дискусиий и переговоров найти компромиссное решение, отвечающее интересам обеих сторон.