Визит премьера РФ Владимира Путина в Минск в середине марта 2011 сделал актуальным выяснение роли России в переизбрании Александра Лукашенко на декабрьских выборах прошлого года. Интересно также проанализировать последствия этого факта для развития отношений между нашими странами. Хорошо известно, что на всех белорусских выборах российский фактор играл существенную роль. За исключением президентских выборов 1994 г., Россия оказывала политическую, экономическую и дипломатическую поддержку только одному кандидату – Александру Лукашенко. Это создавало существенный дисбаланс сил в нашей стране в пользу одной политической фигуры, которая использовала данную поддержку для сооружения одного из самых жестоких авторитарных режимов в Европе. Казалось, что выборы в прошлом году должны были пройти по другому сценарию. Ведь, начиная с лета, развернулась самая настоящая пропагандистская война между руководством двух стран. Однако после неожиданных переговоров между президентами Медведевым и Лукашенко в Кремле 9 декабря 2010 г. все вернулось на свои места, т.е. к эксклюзивной поддержке российским руководством действующего главы белорусского государства.
Для того чтобы понять причины действительно судьбоносной встречи двух президентов, нужно взглянуть на ситуацию, которая предшествовала визиту Лукашенко в Москву 9–10 декабря на саммиты Таможенного Союза + ЕврАзЭС, ОДКБ и СНГ. Пропагандистская война набирала обороты в сентябре-ноябре 2010 г. и пошла на спад только после встречи в Кремле.
«Белорусский президент провел встречу с российскими журналистами 3 октября, на которой не просто жестко раскритиковал руководство РФ, а, по сути, обвинил его в попытках отстранить его от власти... Критические материалы о Белоруссии в российских СМИ, заявил он, готовятся по указанию высшего руководства РФ и «по команде лично Медведева». В этом, убежден господин Лукашенко российского президента поддерживает премьер Владимир Путин. По его словам выходило, что нападения на него – часть масштабного заговора, жертвами которого уже пали такие политические тяжеловесы в РФ, как покинувшие свои посты руководители Татарии, Башкирии и Калмыкии Минтимер Шаймиев, Муртазу Рахимов, Кирсан Илюмжинов, а также мэр Москвы Юрий Лужков.
Он разговорился до того, что впервые публично прокомментировал отношения с господами Медведевым и Путиным. Они, признал он, «плохи, если не сказать хуже» ... Обвинив Москву в финансировании белорусской оппозиции, он сообщил, что на границе Белоруссии был задержан курьер, который перевозил $ 200 тыс., направленных Москвой на нужды его врагов. По его словам, деньги из РФ поступают в Белоруссию не напрямую, а через другие страны, в частности, через Литву и Польшу. В ответ на подобные интриги Александр Лукашенко заявил, что Москве все это может выйти боком, напомнив, что на западном направлении ее безопасность обеспечивается силами и средствами белорусского ПВО: «Все! У вас здесь больше ничего нет. Вам нужно это сегодня сломать? Ломайте. Но потом к этому вернуться будет практически невозможно».
Официальной российской реакции на высказывания Лукашенко сразу же не последовало. Высокопоставленный собеседник «Коммерсанта» в российской исполнительной власти, настояв на анонимности, ограничился на этот счет всего одной догадкой: «У Александра Григорьевича идет предвыборная кампания, которую проводит известный политический технолог Борис Березовский. Видимо, эти неудачные пиар-ходы являются последствием его рекомендаций «.
Гораздо эмоциональнее на выпад белорусского лидера отреагировал глава думского комитета по делам СНГ Алексей Островский (член фракции ЛДПР). «Выступление господина Лукашенко – это его политическая агония. Он как никто другой знает, в каком глубоком кризисе находится белорусская экономика, – заявил депутат Думы «Коммерсанту». Господин Островский озвучил и вероятный ответ Москвы на политику белорусского президента: «России, видимо, пришло время последовать примеру западных коллег и либо не направлять своих наблюдателей на выборы в Белоруссию, либо, направив их, прямо сказать о том, что там происходит, и поставить под сомнение законность возможного избрания Александра Лукашенко». Президент России в своем видеоблоге заявил, что «президенту Белоруссии нужно было бы заниматься внутренними проблемами. В том числе, наконец, расследовать многочисленные дела об исчезновении людей. России, как и другим странам, это не безразлично. Медведев также отметил, что эта бессмысленная полоса напряженности обязательно закончится, а Россия готова к развитию союзнических отношений с Белоруссией».
Нельзя сказать, что у президента РБ не осталось аргументов для того, чтобы отстоять свою позицию. Ну, если Россия и не признает выборы, назначенные на 19 декабря, то их признает Запад, да еще и денег даст на решение проблем переходного периода от авторитаризма к демократии. Именно такие предложения привезли в Минск министры иностранных дел Польши и Германии, а также действующий президент Литвы. Однако обещание поддержки со стороны Запада в этом вопросе не совсем подходило белорусскому правителю. Ведь взамен требовалось проводить реформы в области экономики и политики, создавать конкурентную среду, играть в которой провинциальный белорусский лидер так и не научился.
На наш взгляд, ключевую роль в резком потеплении отношений между руководством двух стран накануне выборов президента Белоруссии сыграла не угроза «тандемократии» (Путина и Медведева) оставить белорусского правителя без преференций. Куда более весомым фактором стала утечка информации из Администрации президента Белоруссии о том, что в случае не признания результатов президентских выборов в РБ руководством РФ, Республика Беларусь выйдет из всех интеграционных соглашений с Российской Федерацией. Такого удара по престижу русские господа-товарищи допустить не могли. Это, что же получается? Белорусский режим, в поддержку которого вбухали такие огромные деньги, решил пойти по грузинскому пути! Россия потеряет очень важный геостратегический форпост в Восточной Европе. Образовавшийся вакуум тут же заполнят враги из ЕС, а через какое-то время танковые дивизии НАТО окажутся под Смоленском. В течение почти целого месяца выдерживались пауза. В Астане, на саммите ОБСЕ, где президенты двух стран имели возможность пообщаться один на один на нейтральной территории, Медведев демонстративно уклонился от контактов с белорусским коллегой. Однако шли интенсивные закулисные консультации и обмены мнениями. Накануне визита Лукашенко в Москву состоялась встреча белорусского и российского премьеров. Сидорского принял Путин, хотя никаких предложений, связанных с белорусско-российскими экономическими отношениями, он не привез. Скорее всего, главной целью его визита стала подготовка переговоров между Лукашенко и Медведевым.
В независимых белорусских СМИ преобладала негативная оценка и самой этой встречи, и особенно того факта, что она состоялась в преддверии президентских выборов в Белоруссии и тем самым дала отличные возможности властям использовать ее в своих пропагандистских целях. Несколько иную точку зрения высказывали российские эксперты по белорусским вопросам. Например, по мнению Андрея Суздальцева, результаты встречи оказались не в пользу белорусского президента, хотя встреча нанесла имиджевый ущерб и главе российского государства. А. Лукашенко безоговорочно согласился на российский вариант поставки нефти в РБ в 2011 году, практически на условиях ЕЭП. Но, во-первых, нельзя сводить ущерб России только к «имиджевым потерям» президента Медведева. Ради будущего возвращения власти, утраченной над очень важной для России территорией, которая пока остается независимым государством, нынешнее руководство РФ забыло не только грубые оскорбления, которые звучали из уст белорусского правителя, но и антироссийскую истерию во время избирательной кампании на государственных радио и телевидении. Лукашенко был признан в его устремлениях и дальше править Белоруссией (получил «ярлык на Великое княжение» из рук тандемократии), несмотря на систематические нарушения закона о выборах, украденную у народа свободу, массовые акции протеста, жестоко подавленные минской милицией. Все это стало результатом встречи президентов 9 декабря.
Во-вторых, российское руководство поддержало человека, который совершил большое количество преступлений против собственного народа. Никакой Лукашенко не смог так унизить Россию в глазах граждан Белоруссии, как открытая поддержка Путиным и Медведевым диктатора. Как говорил бессмертный Черномырдин: «Хотели как лучше, получилось как всегда»!
В-третьих, Медведев не просто выслушал информацию об отказе официального Минска от его активности на Западе, но выслушал благосклонно. Так как в интересах нынешнего российского руководства – международная изоляция Белоруссии и, прежде всего, изоляция от Литвы, Польши, Германии, США. Почему благосклонно, потому что Лукашенко всегда говорит то, что, по его мнению, нравится собеседнику. Такой характер у нашего руководителя и, зная об этих особенностях его личности, Медведев, я думаю, на встрече в Кремле (сам или с подачи Путина – не существенно) отдал предпочтение получению гарантий отказа от западного вектора развития Белоруссии, хотя бы на время. Такими гарантиями могли стать только новые сведения белорусских спецслужб о том, что не российское руководство, а Запад (Польша и Германия, в первую очередь) замешаны в подготовке государственного переворота, направленного на свержение Лукашенко. Они и были в срочном порядке приготовлены КГБ, а затем опубликованы на страницах газеты «Советская Белоруссия - Беларусь сегодня» в январе 2011 г. Кроме того, Москва была заинтересована в жестком сценарии подавления акции протеста белорусской оппозиции 19 декабря. Это тоже одна из гарантий того, что отношения между Лукашенко и руководством ряда западных стран надолго испортятся.
В-четвертых, следует признать лишь частичным успех Российской Федерации, которая заставила Республику Беларусь формально принять российскую программу создания Единого экономического пространства и формулу поставок российской нефти в нашу страну.
В-пятых, в сфере экономических отношений Россия пытается завязать Белоруссию на российское сырье, энергоносители, в первую очередь, нефть. Россия хочет оставаться крупнейшим рынком сбыта для изделий белорусской промышленности и сельского хозяйства (товарооборот вырос за последний год на USD 9 миллиардов). Российская Федерация является крупнейшим кредитором Республики Беларусь, и она хотела бы получить монопольное право на приватизацию предприятий государственной собственности. Четвертый срок Лукашенко рассматривается многими представителями российской элиты, как период, когда должны произойти качественные изменения в отношении сторон: через балансирование экономических уступок («морковок») и давления («кнутов») добиться абсолютного доминирования российского капитала в Белоруссии. Затем настанет черед политической интеграции, точнее инкорпорации РБ в состав РФ. Лукашенко, как это не кажется парадоксальным, оказался самым выгодным для России белорусским политическим персонажем, так как только он ради власти готов на ограничение государственного суверенитета, только он подписал большое количество документов, которые поставили Белоруссию на край российской долговой ямы.
Автор этого текста хорошо известен как критик белорусской оппозиции, которая допустила большое количество ошибок и ляпов и во время последней кампании. Однако среди ошибок белорусских оппонентов режима не было одной: НИКОМУ из них и в голову не пришло превзойти Лукашенко по сдаче интересов белорусского государства. У нас не было пророссийской оппозиции. Были ложные надежды на то, что Россия не признает последний фарс под названием «выборы президента РБ». Поэтому Медведеву действительно ничего не оставалось, как поддержать действующего главу государства, который по уровню развития не далеко ушел от того времени, когда возглавлял совхоз Городец. Я не представляю себе, как бы Медведев обсуждал с бывшим дипломатом Санниковым отказ Белоруссии платить по счетам диктатора, или с поэтом Некляевым отказ от неэффективных белорусско-российских интеграционных проектов, в том числе и Союзного государства. Президенту РФ больше по душе простой, ну немножко наглый и хамоватый руководитель, который поклялся больше «не петь западные песни». Отсутствие пророссийской оппозиции действительно оставило Россию без выбора, но в этом вина оппозиции, или той российской властной элиты, интересы которой не имеют ничего общего ни с интересами русского, ни белорусского народов.
Таким образом, выбор России в пользу Лукашенко был сделан во время встречи двух президентов в Кремле 9 декабря 2010 года. Он стал возможен только после осознанного отказа нашего президента от отстаивания государственного суверенитета. Россия сохранила ему власть именно за эту услугу. Суверенитет у белорусского лидера есть в наличии, но очень скоро не останется страны, которой мог бы управлять этот «выдающийся политический деятель», как привыкли его называть лизоблюды и подпевалы.
Четвертый срок Лукашенко в понимании российского руководства – это промежуточный этап, который должен привести не к «третьему», а сразу к «четвертому» уровню интеграции. Российское руководство в лице Путина и Медведева является гарантом того, что белорусским президентом будут соблюдены дух и буква «исторических договоренностей», того, чтобы их в очередной раз не обманули, не «намотали», как назвал это состояние Путин в ходе своего визита в Минск 15–16 марта 2011 г.
Данный визит был приурочен к участию российского премьера в заседании высших исполнительных органов Таможенного союза и Союзного государства. Фактически он стал проверкой выполнения ранее достигнутых договоренностей. Лукашенко пришлось оправдываться, льстить российскому гостю, говорить, что экономических проблем в двусторонних отношениях в прошлом году не было. В целом, благодаря душевной доброте российских руководителей, диктаторскому режиму Белоруссии было выделено дополнительно около USD13 миллиардов. Из них USD 6 миллиардов. составят кредиты на строительство АЭС, USD 2 миллиардов. возможного кредита через Антикризисный фонд ЕврАзЭС, плюс USD 1 миллиардов. – кредит от российского правительства. И, наконец, USD 4,3 миллиардов. составляют нефтяные субсидии. Так выглядит российская «морковка» в долларовом выражении. К экономической «морковке» надо добавить политическую: признание выборов в Белоруссии президентом Медведевым (при этом содержание доклада российских наблюдателей на белорусских выборах в Думе осталось засекреченным) и дипломатическую: осуждение российским МИДом санкций Евросоюза в отношении белорусского руководства, на иезуитском основании того, что они, мол, препятствуют развитию международных связей и контактов суверенного белорусского государства.
Но «битва гигантов» еще впереди. Лукашенко, по нашему мнению, никогда не признает, что белорусская экономическая модель (государственный социализм) уступает капиталистической, которую, к несчастью, выбрали наши восточные соседи. Раз это так, он не пойдет и на широкомасштабную приватизацию с участием российского капитала. В принципе, годом обострения белорусско-российских отношений станет 2012 г. И не только потому, что состоятся российские выборы, на исход которых попытается повлиять наш герой. В этом году надо будет отдавать значительную часть долгов. Только через год вступят в строй БТС-2, Южный поток, через который в обход Белоруссии пойдет часть транзита нефти и газа. То есть у России появятся реальные средства давления. И если наш президент не продемонстрирует сговорчивости и добровольно не перейдет к «четвертому» уровню интеграции «морковку» заменят на «кнут».
Перевод (с сокращениями): Светлана Тиванова