Россия шантажирует Литву ценами на газ, обкладывает со всех сторон атомными станциями, саботирует планы обеспечить себя электроэнергией, давно остановила поставки нефти наземным путем, что привело к сегодняшним ценам на бензоколонках, а скоро станет доминировать на море, сведя на нет все успехи Клайпедского порта и умертвив транзит. Это только часть тех претензий, которые слышны в последнее время от литовских чиновников и политиков различного ранга. «Литовский курьер» решил спросить о наболевшем заместителя министра иностранных дел России Владимира Титова, который на прошлой неделе прибыл с рабочим визитом в Литву.
«Грабеж» Литвы
- Уважаемый Владимир Геннадиевич, мы не случайно это интервью хотим начать с вопросов энергетики, поскольку именно эта тема в литовско-российских отношениях в настоящий момент наиболее остро обсуждается в Литве.
Вы согласны с утверждением о том, что между российской компанией «Газпром» и Литвой «идет война»? «Боевые действия» уже дошли до того, что было официально объявлено, что Литва готова к имуществу «Газпрома» «применить реституцию» – фактически национализировать.
- О войне речь, конечно, не идет. Скорее, можно говорить о конфликте интересов, возникшем в связи с намерением литовского правительства реализовать без учета интересов иностранных инвесторов наиболее радикальный вариант «Третьего энергопакета» ЕС при реструктуризации газового сектора. Сейчас происходит серьезное давление на акционерные права и коммерческие интересы российской газовой компании, владеющей более трети пакета акций Lietuvos dujos. Говорят, продавайте то, во что вложились. Это прямое нарушение обязательств Литвы по межправительственному соглашению с Россией о взаимной защите и поощрении капвложений от 1999 г. Поступать так в отношении своего главного торгового партнера – России – несправедливо. Закон обратной силы не имеет. Кстати, в сходной с «Газпромом» ситуации оказался и другой совладелец Lietuvos dujos – немецкая компания «Е.ОН Рургаз», интересы которой тоже должны быть защищены аналогичным немецко-литовским соглашением. Об этом мы говорим и с Еврокомиссией, надеемся на понимание.
«Реституция» собственности акционеров Lietuvos dujos будет откровенным грабежом. Мы давно предлагали урегулировать ситуацию путем переговоров на основе существующей договорно-правовой базы наших отношений и на благо наших стран.
- Разнокалиберные чиновники в Литве неоднократно применяли по отношению к России в вопросах поставок природных ресурсов в Литву термин «шантаж». По мнению министра энергетики Литвы Арвидаса Сякмокаса, сегодняшняя ситуация вокруг «Газпрома» в Литве – это «шантаж» России. Аналогичные заявления делались ранее в связи с прекращением работы нефтепровода «Дружба», звучат они и в отношении строительства в Калининградской области Балтийской АЭС. Насколько подобные заявления, по Вашему мнению, имеют под собой почву?
- Политизация - чисто экономических вопросов известный прием. Нередко в попытке добиться односторонних уступок начинаются разговоры о «диктате» или «шантаже». Разумеется, это не соответствует действительности и просто нечестно. Наш министр энергетики Сергей Шматко предложил своему литовскому коллеге еще несколько месяцев назад начать переговоры по широкому кругу тем. Ответа до сих пор нет.
О «происках других»
- Не менее остро в Литве стоит вопрос развития российской атомной энергетики на границах с Литвой. «Росатом» планирует построить АЭС в Калининградской области и в Беларуси. Обе станции будут буквально на границе с Литвой, что в нашей стране вызывает понятное беспокойство. Однако помимо опасений из-за экологии, в Литве считают, что планы России по строительству Балтийской АЭС – это едва ли не «план энергетической оккупации Литвы». Это прямая цитата главы комиссии по атомной энергетике Сейма Литвы. Как Вы расцениваете подобные заявления?
- Какая это «оккупация», если речь идет о проекте, осуществляемом в России? В свое время, когда Литва заявила о намерении построить новую АЭС, российская сторона предложила объединить усилия, однако эта инициатива не нашла понимания. С учетом прогнозируемого дефицита электроэнергии в регионе после закрытия Игналинской АЭС мы были вынуждены приступить к строительству собственной АЭС в Калининградской области. Что касается экологических аспектов, то мы предоставили партнерам исчерпывающие ответы на все вопросы. Приглашение литовской стороне поучаствовать в проекте Балтийской АЭС остается в силе.
- Литовские власти прямо обвинили Россию в срыве конкурса по строительству собственной АЭС, когда в декабре прошлого года в конкурсе на поиск стратегического инвестора не осталось участников. Члены правительства Литвы – премьер-министр, глава МИД, министр энергетики – публично размышляли, что виной тому стало, в том числе, лоббирование Россией своих интересов, а российские чиновники чуть ли не разъезжали по миру и уговаривали потенциальных инвесторов не участвовать в строительстве Висагинской АЭС. Вам что-нибудь известно о такой «подрывной» деятельности России?
- Собственные неудачи легче всего объяснить мифическими происками других. Бизнес не поддается уговорам, а ориентируется на экономическую эффективность проектов и предоставленные инвестиционные и другие условия.
Говорили одно, сделали – другое
- Оцените, пожалуйста, взаимоотношения Литвы с Калининградской областью России. В существующей лавине претензий к России отношения с этим российским регионом в Литве как раз называют чуть ли не образцовыми.
- Мы не разделяем отношения России с Литвой и ее связи с Калининградской областью. Безусловно, в силу сложившегося географического положения взаимодействие на калининградском направлении выделяется на общем фоне межрегионального и приграничного сотрудничества. Однако вычленить данный регион из общего контекста российско-литовских отношений невозможно.
Если говорить по сути, то в предыдущие годы совместными усилиями в определенной степени удалось смягчить негативные последствия расширения Евросоюза для нормальной жизнедеятельности Калининградской области. Вместе с тем, по-прежнему требует решения ряд проблем, в первую очередь касающихся визового обеспечения жителей области. Хотел бы напомнить, что в конце 1990-х годов при подготовке соглашения о развитии долгосрочного сотрудничества между Калининградской областью и Литвой литовские партнеры убеждали нас, что визового режима с Калининградом никогда не будет. В данном контексте приветствовали бы более конструктивный подход Вильнюса к тематике малого приграничного передвижения. Мы, в частности, выступаем за то, чтобы сфера применения почти готового к подписанию двустороннего межправительственного соглашения о порядке взаимных поездок жителей приграничных территорий распространялась бы на всю Калининградскую область и соответствующие ей по площади сопредельные районы Литвы. Именно такой вариант мы сейчас обсуждаем с Польшей.
Маршруты переориентируют?
- В Литве часто поднимается вопрос конкуренции портов на Балтике. Здесь с опаской смотрят на развитие российского порта в Усть-Луге. Россия рассматривает возможность полного отказа от транзита грузов по территории Литвы и переориентации грузопотока в направлении Балтийск-Усть-Луга?
- Развитие собственных портовых мощностей, диверсификация маршрутов транзита относится к приоритетным задачам любого государства в сфере транспорта. Мы действительно ведем последовательную работу по модернизации портовой инфраструктуры на Балтике. Однако мы не только не отказываемся от грузового транзита через территорию Литвы, но и наоборот всегда выступали за интенсификацию взаимодействия с вашей страной в этой сфере – ведь на долю России в обороте Клайпедского порта приходится лишь 7-10% грузов. В конечном счете перевозчики все равно выберут то направление, на котором затраты по транспортировке товаров будут наименьшими.
Сдерживающим фактором в вопросе обеспечения равных конкурентных возможностей для транспортной инфраструктуры Калининградской области на рынке международных перевозок грузов по-прежнему является вопрос тарификации грузоперевозок в направлении портов данного российского региона и Клайпеды. Не вдаваясь в детали, хотел бы отметить, что мы выступаем за то, чтобы проводить такую согласованную тарифную политику, от которой выиграл бы каждый из упомянутых портов.
Поле для ученых
- Во время последнего визита главы МИД Литвы Аудронюса Ажубалиса в Москву на встрече с руководителем внешнеполитического ведомства России Сергеем Лавровым обсуждались, в том числе, вопросы истории. Господин Лавров тогда упомянул о действующей двусторонней комиссии историков, которые, по его словам, «достаточно плодотворно, профессионально, без эмоций работают над нашей общей историей». Расскажите, пожалуйста, подробнее о работе этой комиссии. Каковы результаты этой работы?
- Недружественная риторика об ответственности нынешней России за события, относящиеся к различным моментам совместного прошлого, достойны сожаления. Нельзя делать наши сегодняшние отношения заложниками различной интерпретации тех событий. Поэтому изучением «белых пятен» совместной истории должны заниматься ученые. Именно для обсуждения подобных тем и была создана совместная российско-литовская комиссия историков.
Сделано уже немало. Опубликован сборник документов из литовских и российских архивов «Россия и Литва в годы Второй мировой войны». Готовится к изданию 2-й том сборника «Литовская проблематика в международных отношениях и политике СССР». Состоялся ряд совместных семинаров и конференций, в том числе с привлечением видных ученых из других стран. Позитивно зарекомендовала себя практика проведения школ молодых ученых. Так что комиссия – это востребованный жизнью формат для спокойного, профессионального, неангажированного и неполитизированного обсуждения сложных исторических вопросов.
Визит Грибаускайте – перспективен
- Расскажите, пожалуйста, об итогах Вашего визита в Литву. Время от времени в Литве появляются слухи о том, что вот-вот состоится визит президента Литвы Дали Грибаускайте в Россию. Это не кажется фантастикой, учитывая недавний аналогичный визит главы Латвии. Работа по подготовке этого визита действительно идет? Когда он может состояться? Какая тематика будет обсуждаться в первую очередь?
- Состоялся полезный обмен мнениями по широкому спектру двусторонних отношений, включая договорно-правовую базу, а также по международной проблематике. Подтверждена готовность к взаимному диалогу, выстраиванию наших отношений на конструктивной основе. Разумеется, важно не декларировать курс на нормальное развитие отношений, а на деле следовать этому приоритету.
В сфере российско-литовских гуманитарных связей особый акцент был сделан на необходимости активизации работы над межправительственными соглашениями о сотрудничестве в области культуры, образования, науки и молодежной политики, а также о местах захоронений военнослужащих и гражданских жертв войн и репрессий. Обсудили подходы к запуску проекта «Форум доверия Россия – Литва», который должен по линии гражданского общества генерировать позитивные импульсы для развития нашего сотрудничества.
Что касается визита в Москву президента Литвы Дали Грибаускайте, то это, видимо, перспектива будущего. Помимо создания соответствующего политико-информационного фона отношений необходимо существенно активизировать работу по насыщению контактов такого уровня весомым субстантивным наполнением. Тогда «саммит» действительно стал бы важной вехой в развитии взаимодействия двух соседних государств.
Ждут реакции соотечественников
- В чем заключается основная идея российско-литовского Форума доверия?
- Основная идея Форума доверия заключается в том, чтобы гражданское общество как с литовской, так и с российской стороны формулировало бы задачи по развитию наших отношений и посылала соответствующие сигналы исполнительной власти. Пока в плане создания Форума доверия мы находимся в самой начальной стадии. Этот вопрос достаточно серьезный и, в первую очередь, необходимо определиться, кто мог бы возглавить работу с обеих сторон. Ими должны стать авторитетные и известные люди как в Литве, так и в России, и чтобы их авторитет повышал значимость той работы, которая будет осуществляться в рамках форума.
- Что мешает сегодня подписанию очень важного для Литвы и России межправительственного соглашения в области науки, культуры, образования?
- Наш последний вариант соглашения, который был передан литовской стороне летом прошлого года, находится на рассмотрении. По всей видимости, он «застрял» где-то на межведомственном согласовании. В ходе встречи с моим коллегой господином Игнатавичюсом мы условились, что ответ на него будет дан как можно скорее, и в ближайшее время мы выйдем на подписание этого документа.
- Как мы знаем, сегодня Вы встречались с активистами организаций российских соотечественников. Что Вы можете сказать о процессах, происходящих в русскоязычной общине Литвы?
- Такие встречи для нас очень важны. Положение наших соотечественников и сограждан это, если хотите, камертон атмосферы российско-литовских отношений.
Нас не могут не волновать вопросы сохранения позиций русского языка, а также образовательного, культурного и информационного пространства. Беспокоит новая редакция закона об образовании, ущемляющая права нацменьшинств на получение среднего образования на родном языке. Остаются без должного внимания просьбы наших соотечественников об открытии в Вильнюсе российского информационно-культурного центра и филиалов российских вузов. Об этом мы всегда напоминаем литовским властям. Надеемся, что наша позиция будет принята во внимание.
- Вы коснулись очень болезненной для русских Литвы темы – это новая редакция Закона об образовании, принятая в середине марта литовским Сеймом и буквально на днях утвержденная президентом Литвы. В этой связи, какие действия может оказать Россия в защиту своих соотечественников?
- В первую очередь мы будем опираться на реакцию наших соотечественников на этот закон, тщательно отслеживать его воплощение в жизнь. Будем использовать все возможности, в том числе задействование ресурсов международных организаций, таких как Совет Европы и ОБСЕ, для исправления ситуации.
Справка «ЛК»
Владимир Геннадиевич Титов. С 2005 года заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. С 2009 года член Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Владеет английским и шведским языками. В 1980 году окончил МГИМО. В системе МИД с 1980 г. В 1993 - 1997 годах советник-посланник посольства России в Швеции. В 1997-1999 годах директор Второго Европейского департамента, в 1999-2004 годах посол России в Болгарии. В 2004 - 2005 - директор Департамента кадров, член Коллегии МИД. Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла. В качестве заместителя главы МИД РФ курирует отношения с европейскими странами. Женат. Есть сын, Андрей (студент МГИМО). В 2008 году награжден орденом Почета.