Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кредитная тропа

© коллаж ИноСМИпоказатели экономического развития Белоруссии были одними из лучших в Европе
показатели экономического развития Белоруссии были одними из лучших в Европе
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Официальный Минск, а с ним и вся республика, буквально замерли в ожидании итогов переговоров об очередном российском кредите. Это не в первый раз… Год за годом, начиная с момента получения Беларусью независимости, можно наблюдать одну и ту же картину: республиканское руководство в очередной раз выезжает в Москву, чтобы вновь выпрашивать деньги, газ, нефть, рынки, технологии.


Верь только половине того, что видишь, и ничему из того, что слышишь.

(Английская пословица)


Кредит

Официальный Минск, а с ним и вся республика, буквально замерли в ожидании итогов переговоров об очередном российском кредите. Это не в первый раз… Год за годом, начиная с момента получения Беларусью независимости, можно наблюдать одну и ту же картину: республиканское руководство в очередной раз выезжает в Москву, чтобы вновь выпрашивать деньги, газ, нефть, рынки, технологии. Параллельно в самом Минске высшая номенклатура, директорат, банковский сектор Белоруссии не скрывая беспокойства, ожидают итогов очередного сеанса интеграционного «танца» по вытягиванию ресурсов. Напряжение крайне высоко, так как, как правило, еще неполученные кредиты и прибыли от переработки дешевых энергоресурсов, заранее распределены и уже успешно поделены.

Справедливости ради стоит отметить, что в большинстве случаев Москва выручала Минск, подбрасывая «на бедность» ресурсы и финансы, что, однако, не мешало белорусскому руководству регулярно обвинять и чернить единственного реального спонсора белорусской независимости и суверенитета. Причем возник своеобразный, не имеющий аналогов в истории человечества феномен, присущий исключительно белорусскому истэблишменту и политическому классу: чем больше РФ оказывала поддержку и содействие белорусской экономике, тем в больше росли дотационные аппетиты, расширялся круг белорусской ресурсной олигархии, и интенсифицировалась антироссийская пропаганда в белорусских СМИ. Одновременно население приучали к мысли, что Россия в любом случае, независимо от действий белорусского руководства, обязана дотировать своего «единственного союзника».

В итоге, на определенном этапе в сознании белорусского общества и населения Россия стала ассоциироваться с какой-то безбрежной колонией, отданной Минску в бессрочное пользование по принципу «если чего-то не хватает, возьмем (выпросим, потребуем, выклянчим) в России».

Любопытно то, что многолетняя поддержка со стороны России не мешала белорусскому руководству демонстративно вести не просто самостоятельную внешнюю политику, право на которую у него никто не отнимал, но и откровенно антироссийскую, что зачастую выглядело неадекватно, учитывая огромную экономическую, да и политическую зависимость республики от РФ.

Ставшие уже хрестоматийными примеры с обещаниями признать независимость Абхазии и Южной Осетии, от которых Лукашенко, как говорится, не моргнув глазом в 2010 г. демонстративно отказался, вступление в европейскую программу «Восточное партнерство», сотрудничество с Ющенко и т.д., подтверждают давно устоявшийся тезис об абсолютной недоговороспособности правящего в Беларуси режима, его стремлении не к открытым и доверительным отношениям, а к постоянному поиску возможностей обмануть, обхитрить или, как сказал Путин 15 марта 2011 г., «объегорить» союзника и партнера.

Поразительно то, что факты откровенного обмана того же российского руководства не вызывают в белорусском политическом классе какого-либо протеста. Наоборот, лицемерная политика в отношении Москвы является примером гордости со стороны представителей белорусского истэблишмента. Высшие должностные лица республики не раз в общении с лидерами других стран хвалились своими способностями и возможностями обманывать Москву. Стоит напомнить случай, когда после встречи с Лукашенко, Уго Чавес в красках расписал Владимиру Путину бахвальство белорусского президента.

Нельзя сказать, что Москва не замечает двуличную позицию Минска. В частности, в декабре 2006 и январе 2007 года одним из итогов переговоров российской и белорусской сторон по проблеме поставки в РБ нефти и газа стало демонстративное недоверие к белорусским переговорщикам, завершившееся для них тяжелыми условия поставки энергоносителей в 2007-2010 гг. Стоит ли говорить о том, насколько остро белорусская сторона воспринимала негативное к себе отношение со стороны российского истэблишмента.

Уроки декабря 2007 года, когда республика зависла над дефолтом, символом которого стал рыдающий Сергей Сидорский, никого в белорусском руководстве не научили. Главное в тот момент было выбить из России срочный кредит. Однако, получив в 2008-2009 годах 1,5 млрд. долларов, белорусское руководство вновь продемонстрировало специфическое понимание России, и ее роли в сохранении белорусской экономики.

Косвенным итогом скандала, вызванного заявлением министра финансов России Алексея Кудрина о неэффективности белорусской экономики (конец мая 2009 г.), стало понимание того, что российское руководство отдает себе отчет в ненадежности Минска. Не стало для Москвы новостью и то, что белорусское руководство не планирует возвращать России долги. С июня 2009 года Россия прекратила кредитовать Беларусь, что не помешало белорусским властям нарастить к февралю 2011 г. внешний долг до уровня 55% своего ВВП.

Валютно-финансовый кризис, охвативший белорусскую экономику в марте текущего года, также не является чем-то неожиданным, так как сама логика развития белорусской экономической модели, ориентируемой на внешние привилегированные экономические условия при сохранении постсоветской структуры национальной экономики, была изначальна порочна.

Включение РБ в формат Единого экономического пространства, в общем-то, позволяет Минску надеяться на возобновление кредитования белорусской постсоветской экономики, но словно в насмешку, новый российский кредит назван «кредитом бюджетной поддержки», что косвенно подтверждает то, о чем все давно догадывались: республика обанкротилась.

Естественно, белорусские власти не могут позволить себе признать данный факт. Лукашенко старательно уклоняется от столь нужного в данный момент разговора с народом, пытающегося как-то пристроить никому не нужные белорусские рубли. При этом ведущие правительственные печатные СМИ откровенно потешаются над осатаневшим населением, панически скупающим жетоны для проезда в метро и оккупирующем автозаправки. Тут как говорится, каждому свое: у кого жемчуг мелкий, а у кого и хлеба нет…

Иллюзий в отношении так называемого «кредита бюджетной поддержки» нет. Запрошенная российской стороной у Минска программа структурных преобразований носит, во-первых, как уже выяснилось, характер откровенной отписки, во-вторых, в белорусском руководстве не скрывают, что никто эту программу выполнять не собирается, как впрочем, и разнесенные по времени соглашения по созданию ЕЭП, спешно ратифицированные белорусским парламентом в декабре 2010 г.

Главная задача – срочно получить деньги. Сегодня! Под кредит можно обещать все, что угодно…

Не хотелось бы разочаровывать официальный Минск, но, все-таки, стоило бы отметить, что в настоящее время будущее кредита для поддержки белорусского бюджета весьма туманно. С каким бы оптимизмом не встречали бы в Минске любые итоги переговорного процесса с Алексеем Кудриным, с легкой руки Лукашенко, приобщенного в 2009 г. к мелкому рогатому копытному, кредит должен «созреть».

Москва не может бесконечно финансово страховать, скажем так, странную валютно-финансовую политику белорусских властей, в основе которой лежат традиции финансирования советской колхозно-совхозной системы. Видимо А. Лукашенко продолжает жить категориями 80-х годов прошлого столетия, когда совхоз выбивал деньги в районе, район в области, область - в республике, а республика - в Москве… Поэтому так ценятся в Минске «толкачи» вроде В.Семашко, который славится тем, что может часами на переговорах рассказывать о подвиге белорусского народа в годы Второй мировой войны.

Тропа

Валютно-финансовый кризис в Беларуси поставил перед белорусским руководством сложную задачу: с одной стороны необходимо срочно и оперативно выбить из России кредит, с другой -- постараться ничего не дать взамен.

Если с программой, являющейся условием предоставления кредита все ясно, то есть еще ряд проблем, наличие которых может препятствовать получению денег из Москвы. По этой причине, то, что на прошлой неделе в Минске вспомнили о знаменитой «тропе Лукашенко» - белорусском безвизовом транзите граждан Грузии на российскую территорию, не является случайным.

Автор этих строк обращался к данной проблеме еще в 2007 году, чем неоднократно вызывал в свой адрес упреки со стороны белорусских официальных СМИ.

Между тем, благодаря «тропе Лукашенко» в Россию за последние 3-4 года смогли проследовать более миллиона граждан Грузии. Возникла целая инфраструктура доставки грузин на территорию Беларуси, проживания и отправки в Москву, Санкт-Петербург и другие города России. Использовались поезда белорусского формирования, затем, в 2009-2011 гг. солидная часть грузин пересела на автобусы и автомашины. Составной частью «тропы Лукашенко» оказался авиамост Минск – Тбилиси, обеспеченный самолетами государственной белорусской авиакомпании Белавиа, который успешно эволюционировал от одного рейса в неделю в начале 2000-х годов до сегодняшнего ежедневного рейса. Фактически Минск годами зарабатывал на том, что обеспечивал провоз нелегалов на территорию России.

Любопытно то, что когда российская сторона периодически ставила вопрос о транзите граждан Грузии через Минск, намекая, что невиданный рост авиаперевозок между Минском и Тбилиси говорит об использовании территорию Беларуси в качестве транзита, белорусские власти ссылались на наличие в республике грузинской общины. Число официально проживающих в РБ грузин не более 1000 человек. Исходя из логики белорусских властей, основной вид деятельности белорусских грузин – хотя бы раз в неделю посетить Тбилиси и вернуться назад…

Между тем, ситуация с «тропой Лукашенко» изначально была очень напряженной. Стоит отметить, что основной причиной введения визового барьера между Россией и Грузией было нежелание грузинской стороны ликвидировать находящиеся на ее территории бандформирования чеченских сепаратистов. Когда в 5 декабря 2000 года Россия в одностороннем порядке ввела в отношении Грузии визовой режим, Минск оказался идеальным мостом для доступа представителей террористического подполья Северного Кавказа, вытесненного в Грузию, на территорию Россию.

С осеннего российско-грузинского кризиса 2006 год и с момента начала масштабных депортаций с территории России граждан Грузии, незаконно находящихся в РФ, «тропа» обеспечила возвращение этих депортированных, солидная часть которых принадлежала к криминальным группировкам или работала в «серой» экономике, обратно в Москву и другие города России.

После 2008 года благодаря налаженной инфраструктуре белорусского транзита через республику потекли в Грузию, как криминальные капиталы, так и деньги гастарбайтеров.

В эти же годы грузинские спецслужбы стали основными поставщиками информации о России для стран НАТО. Тбилиси отказавшись от открытой войны, все последние годы ведет активную агентурную тайную войну с Россией. В российских СМИ постоянно появляются материалы о разоблаченных грузинских агентах, перехваченной информации военно-стратегического характера и т.д.

Используя огромную грузинскую диаспору и свое посольство в Минске в качестве центра коммуникаций, Грузия, фактически при содействии белорусского руководства получала возможность собирать огромный объем политической, экономической и военной информации о современной России. Все это происходило и происходит до настоящего времени под носом и/или при активном соучастии белорусских спецслужб, белорусского Совета Безопасности, который, что не является секретом, активно сотрудничает с аналогичным ведомством в Тбилиси.

С учетом того, что Россия для Грузии остается врагом № 1, роль официального Минска - «единственного союзника» России, как любят заявлять в РБ, в обеспечении доступа грузинских спецслужб к территории России трудно переоценить.

Минск крайне неохотно признавал наличие «Тропы Лукашенко». Как правило, белорусская сторона игнорировала протесты Москвы. Только 19 января 2010 г. выступая в белорусском парламенте, председатель Государственного пограничного комитета Беларуси И. Рачковский был вынужден признать: «У нас Союзное государство (вспомнили! – А.С.), но у каждой страны свой порядок пребывания иностранных граждан… из-за этого зачастую возникают… некоторые недоразумения… Например, граждане Грузии законно приезжают в Беларусь, садятся на поезд и едут в Россию, а там уже находятся незаконно».
Прошел еще год открытого грузинского беспредела на российско-белорусской границе, пока уже в разгар валютно-финансового кризиса и после союзного Совмина (март 2011 г.) Минск не вынудили вернуться к теме визового барьера с Грузией.

Тут, как всегда, к месту, в кустах нашли рояль: в Беларуси словно по заказу разоблачили преступную группу, которая занималась нелегальной доставкой граждан Грузии на территорию России. За несколько лет перевезли всего 1,5 тыс.(!) нелегалов. Как говорится, верится с трудом.

30 марта первый зампред государственного пограничного комитета Беларуси А.Горулько заявил, что республика рассматривает возможность возвращения к визовому контролю за перемещением граждан Грузии. Как говорится, не прошло и одиннадцати лет… Учитывая, что в настоящее время, в условиях валютно-финансового кризиса, официальный Минск ради скорейшего получения кредита готов пообещать все, что Москве заблагорассудится, есть серьезные сомнения в том, что белорусская сторона ведет в данном вопросе честную игру.

Дело не только в том, что Минску придется снимать из семи авиарейсов на Тбилиси минимум шесть. Безусловно, пострадает налаженная и весьма выгодная логистика доставки нелегалов. Но эти потери не столь существенны на фоне возможных политических проблем.

В настоящее время Грузия остается для режима А. Лукашенко реальным каналом выхода на Запад. Беларусь состоит с Грузией в европейской программе «Восточное партнерство». Стоит напомнить, что М. Саакашвили не только послал в Минск на президентские выборы целую бригаду «специалистов», но и поспешил, несмотря на разгром декабристов на площади Независимости, признать итоги голосования и даже поздравить А. Лукашенко с четвертым президентским сроком. Это говорит о глубине отношений между А. Лукашенко и М. Саакашвили. Есть и коммерческая сторона контактов между Минском и Тбилиси.

Сомнительно, чтобы официальный Минск пошел на риск потерять реальный выход на Запад в условиях, когда закулисный диалог между Минском и Брюсселем уже идет, судя по всему, через Литву. Но ничего не мешает А. Лукашенко воспользоваться и «резервной линией» – через Тбилиси. Восстановление коммуникаций с Западом уже отразилось на смягчении обвинений ранее предъявленных бывшему кандидату в президенты В. Рымашевскому, а также В. Некляеву и его команде.

Минск, как всегда, в вопросе восстановления виз для граждан Грузии будет много Москве обещать и даже имитировать активность по образцу процесса «признания» Абхазии и Южной Осетии. Будет создан комитет или комиссия, года два будут обсуждать, выезжать на «места» и т.д. Закончится все традиционным скандалом…

Тем более, что кредит, если его все-таки в Минске получат, уже давно будет «съеден».