Синусоида польско-российских отношений в последние годы напоминала поездку на колесе обозрения. Раз вверх, раз вниз, иногда любителей острых ощущений тошнило, иногда они хлопали в ладоши.
СОСЕДИ НЕ ДОЛЖНЫ ССОРИТЬСЯ
Польско-российские отношения в течение четырёх последних лет, то есть за время премьерства Дональда Туска, действительно изменились. Это и факт, но и большое упрощение. Отношения Москвы и Варшавы – это сложная композиция, состоящая из исторических проблем, экономических интересов, геополитической стратегии и стереотипных страхов. Этот коктейль создаёт иногда поистине взрывоопасную смесь. То, что оба государства по-прежнему поддерживают хорошие отношения друг с другом, является больше заслугой близких друг другу народов, нежели заслугой политиков.
ВРЕМЯ БЛИЗНЕЦОВ
Нынешнее развитие ситуации на линии Москва-Варшава нельзя оценивать в отрыве от предыдущего периода, когда в Польше правила национал-христианская партия «Право и справедливость», на знаменах которой были написаны русофобия и антигерманизм. То трудное для Польши и поляков время оставило в наследство нынешним властям тяжелый багаж в виде руин внешней политики.
Время правления братьев Качиньских был труднейших периодом в современных польско-российских отношениях. Президент Лех Качиньский и его брат-близнец Ярослав Качиньский привели к арктическому охлаждению отношений с Россией. Именно в это время Польша требовала размещения на своей земле американской базы противоракетной обороны. Тогда же Польша начала блокировать соглашение между Европейским Союзом и РФ о стратегическом партнерстве, а также мешать в принятии России в OECD. Москва не осталась должна Варшаве. Введены ограничения на импорт польских продуктов, а проект строительства балтийской газовой трубы Nord Stream был воспринят поляками как атака на энергетическую безопасность страны. Подогреваемые партией «Право и справедливость» братьев Качиньских антироссийские настроения оказались приняты значительной частью общества. К счастью, в конце 2007 года власть в Польше перешла к коалиции либеральной «Гражданской платформы» и Польской крестьянской партии.
ДВЕ ПОЛИТИКИ
Дональд Туск, занимая кабинет премьер-министра, получил в наследство от своего предшественника погрязшие в трясине международные отношения не только с восточным соседом. После двух лет правления «Права и справедливости» Польша оказалась в дрянных отношениях не только с Россией, но и с Германией. К тому же, Туск должен был делиться властью с Лехом Качиньским, который по-прежнему находился в президентском кресле. Восстановление нормальных контактов с двумя важнейшими соседями стало для премьера Туска приоритетом, подтверждение чему мы быстро получили. Уже 8 февраля 2008 года премьер Туск встретился в Москве с премьер-министром России, президентом РФ и будущим президентом. Начавшееся потепление беспокоило польского президента Леха Качиньского, который стал проводить независимую от правительства собственную внешнюю политику. Возможность для её демонстрации появилась, когда началась война Грузии с Осетией. Президент Лех Качиньский организовал тогда демонстративный слёт президентов Польши, Литвы, Эстонии, Латвии и Украины в Тбилиси (12.08.2008). Восхищённый Саакашвили мог тогда говорить о солидаризирующейся с ним Восточной Европе. Между тем, многие аналитики, в том числе и в Польше, указывали на ответственность Грузии за развязывание конфликта. Это не мешало Качиньскому демонстрировать любовь к грузинскому лидеру, чьи авантюристские действия чуть было не вызвали серьёзного военного конфликта, развитие которого трудно было бы спрогнозировать. До сих пор неизвестно, как так случилось, что в Грузии были найдены ракеты GROM польского производства. Трудно себе представить, что они «просочились» в Грузию без ведома польских властей. Это очередное доказательство того, что польская внешняя политика оказалась тогда в тупике.
Однако, столь экстравагантная политика президента Леха Качиньского не могла быть в долгосрочной перспективе политикой современной европейской Польши. 28 ноября 2008 года стал днём, когда эта политика была окончательно высмеяна. Лех Качиньский оказался втянутым в грузинскую провокацию в населенном пункте Ахалгори недалеко от границы Южной Осетии. Лимузин, в котором находился польский президент, был якобы обстрелян. Никто не видел нападавших, однако, решили, что сделали это россияне или осетины, так как президент слышал характерный звук выстрелов из автомата Калашникова. Позднее появился секретный доклад польских спецслужб, в котором недвусмысленно указывалось, что режиссёром провокации являлся Тбилиси. Это окончательно дискредитировало антироссийскую политику братьев Качиньских.
ПОТЕПЛЕНИЕ ПУТИНА
Параллельно правительство Дональда Туска и правительство премьера Владимира Путина укрепляли взаимные добрые контакты. Венцом этого процесса стало участие премьера Путина в юбилейных мероприятиях в Гданьске, посвященных началу Второй мировой войны. Путин, выступая на Вестерплатте, месте символичном для поляков, открыл совершенно новую эпоху в польско-российских отношениях. Естественным продолжением этого процесса стало участие Путина и Туска в мероприятиях, посвященных памяти жертв сталинских преступлений в Катыни. Отказ Москвы от риторики, диктующей соседям свои условия, стал давно ожидаемым импульсом для позитивного развития двусторонних отношений. 7 апреля 2010 года казалось, что между Москвой и Варшавой отношения стали не только хорошими, но даже дружескими и братскими.
КАТАСТРОФА
К сожалению, произошла трагическая катастрофа польского самолета с президентом Качиньским на борту. Не смотря на сострадание и сочувствие российского общества, а также ангажирование российских властей, эта трагедия стала с самого начала питательной средой для польских политиков-русофобов. С момента смоленской катастрофы прошёл уже год, а часть польских СМИ, тесно связанных с партийной линией Ярослава Качиньского, а также с сами политики «Права и справедливости», продолжают инсинуации, что за этой трагедией якобы стоит Кремль. Идиотские теории об искусственном тумане и даже о том, что россияне якобы добивали раненых пассажиров польского самолета, раскручивали спираль ненависти. Несмотря на отчет МАК, в котором четко указано, кто несет ответственность за столкновение самолета с землей, и даже на то, что выводы МАК подтверждают польские эксперты. Кроме того, известные на сегодняшний день выводы польской правительственной комиссии по расследованию причин авиакатастрофы под Смоленском не сильно отличаются от того, что опубликовано МАК. Единственное различие заключается в том, что польская комиссия указывает на недочёты в работе российских диспетчеров, которые, однако, не имели решающего влияния на саму катастрофу. Польский доклад должен быть обнародован после первой годовщины крушения самолет. Эксперты считают, что он будет ещё более жёстким для польской стороны, нежели доклад МАК.
НАДЕЖДА
На фоне этой трудной и неудобной атмосферы произошли, однако, несколько значительных для Польши и России событий. В октябре прошлого года вице-премьер Вальдемар Павляк и вице-премьер Игорь Сечин подписали газовое соглашение, обеспечивающее поставки в Польшу газа на несколько десятилетий, а России гарантирующее хорошую и в срок оплату за сырьё. Следует помнить, что несмотря на русофобские теории, интерес здесь обоюдный. Страшилка, что якобы Кремль может когда-нибудь прекратить поставки газа в Польшу, иррациональна. Это означало бы огромные потери для российской газовой промышленности.
Очередным дружеским и символичным жестом на линии Москва-Варшава было принятие резолюции Государственной Думой «О Катынской трагедии и её жертвах». Этот так нужный голос прозвучал в Польше сильно, и, будем надеяться, что станет началом конца сведения исторических счетов. В конце концов нужно начать говорить об отношениях двух славянских народов в настоящем и будущем времени, а прошлое оставить для исследования нашим ученым.
В декабре 2010 года состоялся ожидаемый 9 лет визит президента России в Польшу. Дмитрий Медведев был принят президентом Брониславом Коморовским на самом высоком уровне. Президент РФ гостил в Польше два дня, а атмосфера переговоров была сердечной и полна взаимопонимания. Одним из материальных и символических эффектов этой встречи стало начало реализации давно ожидаемого строительства Евротерминала в Славкове, где заканчивается широкая железнодорожная колея. Этот проект соединит Азию с Европой и даст Польше и России огромные перспективы для развития не только коммуникации и инфраструктуры, но и для многих других отраслей экономики. Этот флагманский проект является примером того, как много можно сделать совместными усилиями.
БУДУЩЕЕ
Общие тенденции, как видно, позитивны, контакты на высшем политическом уровне становятся всё более частыми, можно говорить о значительном улучшении экономических связей. Однако, по-прежнему случаются неприятные инциденты. Фатально в этом смысле выглядит согласие польских властей на проведение в Пултуске Всемирного конгресса чеченского народа, в котором принял участие чеченский полевой командир Ахмед Закаев. Не служит потеплению постоянно подогреваемые оппозицией антироссийские настроения, которая сконцентрировалась вокруг Ярослава Качиньского. В ближайшее время это будет усиливаться, потому как приближаются запланированные на осень 2011 года выборы в парламент Польши. К счастью, театральным сборищам и маршам с факелами аплодирует сейчас незначительная часть польского общества. Большинство поляков хотят партнерских и дружеских отношений с Россией. А климат во внешней политике, к счастью, создают народы, а не политики.
С большой заинтересованностью была воспринята в Польше инициатива министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, направленная на укрепление сотрудничества между Россией и ЕС. Европе нужен такой импульс, такой импульс нужен также полякам. Это шанс открыть новые возможности для развития экономик ЕС и России, шанс для динамичного развития Европы и модернизации России. Такой шанс может не повториться, потому нужно сделать всё, чтобы не проспать эту возможность, не потерять время на ненужные споры или сведение болезненных исторических счетов.
Анджей РОЗЕНЕК - заместитель главного редактора еженедельника NIE