У компании Saab целая куча проблем. Она переживает временный простой производства, пытаясь получить дополнительное финансирование, чтобы продолжать работу конвейера и расплатиться с поставщиками комплектующих. Но у нее остается шанс на то, чтобы успешно занять свою нишу в мировом автопроме, как я говорил ранее. Для этого просто нужны некоторые оперативные действия.
В блоге Wall Street Journal The Source Алессандро Пасетти (Alessandro Pasetti) предлагает нам мастерский анализ проблем Saab. Вот выдержка оттуда:
У компании Saab очень мало шансов на самостоятельное выживание. Ее финансы не впечатляют, мягко говоря.
По самому оптимистичному сценарию мы рассчитываем, что даже при условии нормализации долгосрочного роста продаж в 10% - а таких темпов надолго не достигал ни один автопроизводитель на планете – в сочетании с нулевой прибылью до уплаты налогов, процентов, износа и амортизации в 2011 году, и ростом нормы прибыли примерно на 15% впоследствии, компания к 2016 году не сможет обслуживать свои обязательства по долгам. А по данным финансовой отчетности Saab, именно на этот период приходится большая часть выплат по заимствованиям.
Русские идут на выручку?
Пасетти полагает, что компанию Saab может купить Fiat, главным образом, чтобы получить выход на развивающиеся рынки и на сбытовую сеть Saab в США. Это будет означать, что Saab дважды за два года перейдет из рук в руки. General Motors продала ее голландскому производителю суперкаров Spyker, когда выходила из банкротства, а теперь и Spyker хочет сбыть Saab с рук после очень непродолжительного владения этой компанией.
Ах, да, сама Spyker сегодня уже тоже не Spyker – производство спортивных автомобилей она продала бывшему российскому инвестору и финансисту с сомнительной репутацией Владимиру Антонову, которого вышвырнули из голландской компании по указанию GM, когда она продавала Saab.
Антонов был вне себя, увидев, как его выдавливают из сделки по Saab. Он не стал скрывать свою уверенность в том, что причиной таких действий GM являются остатки паранойи времен холодной войны, поскольку компания боится, что Россия приберет к рукам драгоценные американские технологии, которые никто в США покупать не хочет. Но сейчас он сделал пробный выстрел, надеясь вернуться.
Saab нужна передышка, чтобы представить новые модели
Пасетти думает, что у Антонова не хватит денег на решение проблем Saab с оборотными средствами. Возможно, он прав, но важно не это.
Шведской компании, на самом деле, не нужно становиться глобальным брэндом. Она выживет и с теми марками, которые продаются в Швеции, России, Калифорнии и на северо-востоке США. Если Saab воспользуется предложением Антонова о приобретении компании в собственность, она сможет перенести часть производства из Швеции на менее затратные заводы в Россию. На ближайшую перспективу ей просто нужна передышка, чтобы обновить устаревший ассортимент продукции, состоящий всего из трех машин.
Меня интересует, остались ли у GM какие-то рычаги влияния на шведское правительство, которое должно утвердить заявку Антонова на финансирование Saab. По какой-то причине GM сегодня с безумным недоверием относится к возможностям России по развитию собственной современной автоиндустрии. Возможно, причина здесь в том, что GM смотрит на авторынок этой страны как на созревшую сливу, надеясь сорвать ее. Но мне кажется, что у General Motors немного сбился прицел, и она, среди прочего, забыла три вещи:
1. Китай намного важнее
2. Ей надо поправить дела Opel в Европе, прежде чем использовать эту марку для открытия российского рынка
3. Машины Saab сегодня делают на устаревших шасси, которые в любом случае не очень-то помогут русским.
А как же насчет Fiat?
Fiat была заинтересована в покупке Opel у GM, когда эта компания продавалась. Но я не думаю, что глава Fiat Серджио Маркионне (Sergio Marchionne) сегодня склонен делать покупки. Он слишком занят, укрупняя Chrysler и пытаясь профинансировать предстоящий первый выпуск акций этого американского автопроизводителя. И Saab в эти рамки как-то не вписывается. Так пусть русский получит то, что он хотел с самого начала.