«Возможности экспедиции грузов между Латвией и Россией исчерпаны на 100%, в связи с чем проект строительства скоростной железнодорожной магистрали Рига – Москва стал экономически целесообразным», – заявил вчера на пресс-брифинге министр транспорта России Игорь Левитин . На завершившемся в Риге IV заседании межправительственной комиссии идея проложить магистраль, по которой пассажирские и грузовые скороходы смогут преодолеть 760 км пути за 8- 9 часов, названа приоритетной.
Идея соединить Ригу и Москву железной дорогой, по которой пассажирские и грузовые поезда смогут ехать со скоростью 160- 200 км/час вместо сегодняшнего максимума в 90 км/час принадлежит не России, которую после такого заявления националисты Латвии могли бы попрекнуть в имперских амбициях. Неожиданно в конце минувшего года, в ходе визита президента Валдиса Затлерса в Москву, со стороны латвийской делегации прозвучало предложение построить между странами новую современную ж/д магистраль – вроде той, по которой между Москвой и Санкт-Петербургом мчатся экспрессы «Сапсан». Эту мысль в России поддержали, и не исключено, что уже к 2018 году, когда там состоится финал чемпионата мира по футболу, по новой железной колее помчатся составы, срок прохождения которых из пункта отправления в пункт доставки сократится примерно вдвое – до 8 часов.
Инфраструктура устарела
«Есть рост перевозок как пассажиров, так и грузов в направлении Латвии по железной дороге, где инфраструктура, чтобы обеспечить увеличивающийся спрос на транзит товаров, должна развиваться, – заявил глава минтранспорта РФ И. Левитин. – В прошлом году было перевезено на 26% больше грузов и около 500 тыс. пассажиров (в т.ч. 270 тыс. пассажиров – регулярными ж/д рейсами Рига – Москва – Рига дважды в сутки, 70 тыс. – авиатранспортом, 130 тыс. – автотранспортом). За последнее время мы перевезли 2 тыс. автомобилей из Риги на паромах и хотим увеличивать объемы мультимодальных перевозок. Но нас сдерживает развитие инфраструктуры».
По словам российского министра, проект создания новой ж/д ветки не требует инвестиций со стороны госбюджетов соседних государств: вложиться в этот проект, как произошло в случае строительства скоростного ж/д коридора Санкт-Петербург – Хельсинки смогут частные фонды и компании. Для инвесторов важна хорошая рентабельность данного проекта в долгосрочном периоде (перевозки между Северной столицей России и Хельсинки в этом году по прогнозам вырастут на 30%). Сколько это потребует капиталовложений? Ранее министр сообщения Латвии Улдис Аугулис рассказал автору данного материала, что за сумму порядка 6 млрд евро будет построена и электрифицирована двойная ж/д колея параллельно уже существующим двум путям коридора от Риги до Москвы. Возможны и другие варианты – более детальная информация будет оглашена рабочей группой этого проекта уже в мае сего года.
Кириллицу не забудем
По словам И. Левитина, двухсторонний торговый оборот Латвии и России в прошлом году вырос на 42%, составив 6,4 млрд долларов (3,2 млрд латов). Потенциал развития, учитывая рост российской экономики, он называл очень большим. Хотя еще три года назад российский президент, а теперь – премьер Владимир Путин, жестко указал, что обработка российских грузов в полном объеме должна производиться только через порты России. В том числе через новые – как, например, порт Усть-Луга в Ленинградской области.
На вопрос «Часа»: есть ли смысл у проекта скоростного ж/д коридора Рига -Москва, если российское правительство России уводит транзит, руководитель минтранспорта РФ ответил, что сегодня российские порты перегружены, и потому чисто физически не способны обработать растущие грузопотоки.
Бизнес или политика?
В свою очередь латвийский министр экономики Артис Кампарс заявил, что, при развитии проекта скоростного ж/д сообщения между столицами Латвии и России проект прокладки ж/д колеи Rail Baltica (где латвийский госбюджет должен вложить около 1 млрд. евро при том, что остальные 75% софианснсирования данного проекта составляют средства фондов ЕС) по маршруту Берлин – Варшава – Каунас – Рига – Таллин, а возможно, и Санкт-Петербург, также является приоритетным. К сожалению, и там пока нет ни технического проекта, ни сметы и даже внятного экономического обоснования. Зато этот панбалтийский продукт крайне, до истерики, политизирован.
«Думаю, в случае с Rail Baltica все участники проекта должны оценить его экономическую целесообразность. Ж/д магистраль Москва-Рига – абсолютно экономический проект, где будет обеспечена хорошая грузовая база и база пассажиропотока. Если Еврокомиссия примет решение, что у Rail Baltica будет такая же загруженность, то этот проект имеет право на экономическое существование. Если же нет, то это не будет выгодным делом», – подчеркнул И. Левитин, закрывая пресс-брифинг в латвийском министерстве экономики. Следующее, пятое заседание межправкомиссии состоится 9- 10 июня этого года в Лиепае.