Неутолимый сырьевой голод Китая оказался великолепным двигателем развития инфраструктуры в уделенных регионах Дальнего Востока России и создал необходимые условия для открытия новых предприятий.
На тысячи километров заповедных лесов и заснеженных тундр в регионе приходится всего лишь 6,7 миллиона жителей, то есть едва ли один человек на квадратный километр. Смехотворный результат по сравнению с 84 жителями на кв. км в кишащей людьми провинции Хэлунцзян, которая расположена на другом берегу ставшего естественной границей Китая и России Амура.
В то же время нехватка населения в Сибири и на Дальнем Востоке с лихвой компенсируется обилием природных ресурсов, залежами железа, редких металлов, золота и угля. Всего, что жизненно необходимо Китаю для подпитки дальнейшего роста его экономики.
Китайские инвесторы уже создали 34 специальные зоны в основных регионах Дальнего Востока (Амурская область, Приморье, Хабаровский край, Автономная еврейская область), вложив сюда в общей сложности 3 миллиарда долларов. Для сравнения: по данным российской прессы, Москва в 2011 году выделила этим регионам не более одного миллиона.
В российском правительстве заявили, что готовы вложить в развитие региона 100 миллиардов долларов в течение пяти будущих лет. По мнению российских чиновников, Китай должен стать ключевым партнером в строительстве автомагистралей, железных дорог и портов.
«Китай никогда не был заинтересован в приобретении контрольных пакетов акций российских компаний, - комментирует аналитик «Ренессанс капитал» Борис Красноженов. - Китайцам нужно в первую очередь обеспечить стабильные поставки необходимого им сырья, а также построить инфраструктуру для его доставки на свой внутренний рынок. Такую модель развития они применяют повсюду».
«Мы используем китайских рабочих для разработки наших месторождений. Это выгодно абсолютно всем», - считает специалист по горнодобывающей промышленности Светлана Костромитинова.
Тем не менее, в отношениях Китаем и Россией существует определенное недоверие: в 1969 году между странами произошел неприятный пограничный конфликт, после чего недоброжелательные настроения долгое время замедляли реализацию многочисленный китайских финансовых проектов в приграничной зоне. Однако после окончательного урегулирования всех пограничных споров в 2008 году был запущен проект по строительству моста из Благовещенска в китайский Хейхей. Как считают эксперты, интенсификация экономического сотрудничества станет залогом сближения двух стран в ближайшие годы.
«Китайские инвестиции в этом регионе только приветствуются. Для всех крупных проектов в Сибири и на Дальнем Востоке требуется соответствующая инфраструктура, и роль Китая здесь будет решающей», - полагает Борис Красноженов.