Финансовое доминирование Европы и Америки подходит к концу, ключевая роль переходит к развивающимся странам. Это одна из главных тем саммита, который американский миллиардер Джордж Сорос проводит в американском городке Бреттон-Вудс (Bretton-Woods).
Если бы эти холмы могли говорить, они бы рассказали нам об экономической теории…
…Идеях, которые могут изменить мир…
…Или просто о миллиардере Джордже Соросе, который собрал вместе докторов наук и лауреатов Нобелевской премии в декорациях живописного городка Бреттон-Вудс.
Именно здесь собрались страны во время кризиса Второй мировой войны в попытке восстановить стабильность. Здесь был сформирован Международный валютный фонд, а доллар превращен в мировую резервную валюту.
Здесь, десятилетия спустя, на волне еще одного кризиса влиятельные экономисты и бывшие политики собрались вместе, чтобы переосмыслить ситуацию и сформировать ответ на вызовы нового мира.
ГОРДОН БРАУН, бывший премьер-министр Великобритании: Нам необходим серьезный план по реконструкции международных структур в условиях новых времен - в противовес временам прошедшим.
Браун говорит, что века американского и европейского господства ушли в прошлое. Поскольку теперь страны БРИК – Бразилия, Россия, Индия и Китай – все больше стимулируют глобальный рост, необходимо освободить место за столом и для них.
Критики утверждают, что с приходом новых времен необходимо покончить со старым укладом Бреттон-Вудса – тем, что во главу угла ставил МВФ.
ДЖЕРАЛЬД ЭПШТАЙН, Институт исследования политической экономии: Я думаю, что МВФ сыграл деструктивную роль, продвигая во многих частях мира финансовую либерализацию, которая внесла гигантский вклад в крушение финансовой системы.
Борьба с последствиями кризиса в США – с миллиардами, потраченными на спасение банков, - одна из причин того, что многие критики подвергают сомнению способность доллара быть мировой резервной валютой.
РОБЕРТ ДЖОНСОН, глава Института нового экономического мышления: Коррумпированный капитализм и потеря доверия к американским структурам – что мы наблюдаем начиная с 2008 года, привели к тому, что качество доллара и Нью-Йорка в роли финансового центра явно ослабли.
Ослабление политической воли к проведению жестких реформ банковского сектора - причина того, что многие полагают, что нам грозит еще один кризис.
ДЖОН ФАЛЛЕРТОН, бывший сотрудник JP Morgan: Зависит от того, что вы подразумеваете под словом кризис, однако я бы сказал, что да, концентрация власти в руках финансового мира сегодня сильнее, чем до кризиса.
Однако вероятность того, что новый план начнет реализовываться очень скоро, мала. По утверждению человека, к которому Обама по-прежнему прислушивается - его бывшего главного экономического советника Лари Саммерса, никто не побежит в Вашингтон с целью принять закон прямо на следующей неделе.
ЛАРРИ САММЕРС, Гарвардский университет: Со временем эти идеи, в одном секторе за другим, начали иметь большое влияние.
Некоторые этого влияния пока не видят – по крайней мере, в этом секторе.
САЙМОН ДЖОНСОН, профессор Школы менеджмента Мит Слоан: Где политическая воля к изменению мировой экономики? У кого есть инициативы и предложения, которые действительно реально осуществить? Идет множество разговоров о роли доллара – однако нет согласия по поводу того, чем его заменить.
Есть лишь согласие в том, что изменения необходимы – и надежда на то, что они родятся в окружении этих холмов.