Пройдет один год, и будет дан ответ на вопрос, который волнует Запад не меньше, чем Россию – кто станет президентом страны. Еще год назад, как российские, так и западные эксперты соглашались в том, что кандидатура В.Путина не имеет альтернативы, и лишенный амбиций Д.Медведев не выставит своей кандидатуры на будущих президентских выборах. Хотя, после этого многое изменилось, и не исключено, что до выборов произойдут еще немалые изменения. Статус приверженца западных ценностей и прогрессивно мыслящего политика придал Д.Медведеву больше самоуверенности и пробудил в нем амбиции.
Прежде несмелый Медведев, который безропотно переносил самоуправство вице-премьеров и министров-фаворитов Путина, за год до выборов перешел на резкие заявления, а за заявлениями последовали и действия.
30 марта в Магнитогорске, во время выступления на заседании комиссии по модернизации, Медведев отметил, что влияние коррупции на систему управления не уменьшается, и это уничтожает экономику страны. По его словам, правительство готовит проект по реформированию закона, касающегося допуска иностранных компаний в стратегические отрасли экономики страны. Согласно изменениям, которые будут внесены в закон, отечественные компании, посредством своих иностранных «дочерних» компаний, смогут приобретать активы в России без согласия правительства, что будет способствовать ведению свободного бизнеса и развитию экономики страны.
По инициативе президента, с 1 июля в России будет покончено с «государственным капитализмом». Согласно его заявлению, министры и другие чиновники высокого ранга должны оставить посты в советах директоров государственных корпораций. На техническом уровне демонтаж государственного корпоративного капитализма был поручен «Росимуществу».
Примечательно, что подобными действиями Медведев фактически предлагает ограничить полномочия Путина. В результате его инициативы, министры и вице-премьеры должны смениться в советах директоров 19 российских государственных корпораций. Данные государственные корпорации в сумме контролируют 15% валового внутреннего продукта России. Даже перечень их малой части дает представление о том, о контроле каких финансов идет речь: «Газпром», «Роснефть», «Зарубежнефть», «Транснефть», «Роснефтегаз», «Интер РАО ЕЭС», «Росатом», «АЛРОСА», «Росспиртпром», «ВТБ», «Росагролизинг», «Связьинвест», «Аэрофлот», «Шереметьево», «Первый канал».
2 апреля пресс-служба президента распространила приложение и список тех министров и вице-премьеров, которые не смогут продолжить работу в государственных корпорациях.
Речь идет приблизительно о 40 государственных чиновниках, с большинством из которых Владимир Путин был знаком еще со времен работы в КГБ и которых с 2000 года, после своего президентства, он назначил контролерами «доходных» предприятий. В данный список попали фавориты Путина: первый вице-премьер Виктор Зубков, вице-премьер Сергей Иванов, вице-премьер Игорь Сечин, вице-премьер Александр Кудрин, министр обороны Анатолий Сердюков, министр энергетики Сергей Шматко, министр транспорта Игорь Левитин, министр сельского хозяйства Елена Скрынник. Это те люди, которые обеспечивали как финансовое «благополучие», так и политическую власть Путина.
Для части из них уже нашлись возможные кандидатуры на замену, что еще раз свидетельствует о том, что данное решение президента не было спонтанным, а было продуманным шагом, рассчитанным на ослабление власти Путина. Согласно распространившейся информации, ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев из президентской администрации будет переведен в совет директоров энергетического холдинга «МРКС», управляющий банка «ВТБ 24» Михаил Задорнов, предположительно, сменит Сергея Шматко в «Газпроме». Руководитель компании «Ernst & Young» Марк Джарвис сменит Кудрина в крупнейшей алмазодобывающей компании «АЛРОСА», того же Кудрина в банке «ВТБ» сменит руководитель аппарата правительства Кирилл Андросов. Руководитель «Российского союза промышленников и предпринимателей» Сергей Шохин сменит Игоря Левитина в «Аэрофлоте».
Вице-премьер Игорь Сечин, которого также называют «серым кардиналом» России, уже выразил свое недовольство в связи с данным проектом, хотя следует отметить, что Путин пока сохраняет молчание. По мнению западных экспертов, если Путин не вступится за Сечина, а перечисленные выше государственные чиновники лишатся своих «лакомых кусков», то и другие государственные чиновники станут думать, что власть Медведева растет, и перейдут на его сторону, что резко уменьшит шансы Путина на будущих президентских выборах.
Примечательно, что Путин постепенно теряет сторонников в правящей партии. Наверно все помнят факт противостояния президента и премьера в связи с резолюцией, принятой ООН по Ливии. За этим «недоразумением» последовала отставка Константина Затулина с поста первого заместителя председателя комитета по делам СНГ, который громко заявил о том, что разделяет взгляды Владимира Путина по ливийскому вопросу, и на президентских выборах будет поддерживать кандидатуру Путина. Тут нельзя не вспомнить бывшего мэра столицы Юрия Лужкова, которого освободили с занимаемой должности после того, как он раскритиковал президента и открыто выступил на стороне Путина.
В актив Медведеву, наверно, можно засчитать и тех генералов МВД, которые на прошлой неделе были уволены с должностей под предлогом проведения реформы, и которые представляли собой надежную опору Путина.
По мнению руководителя Института современного развития Игоря Юргенса (он считается неофициальным советником Медведева), в Кремле существует двухпартийная система: партия стабильности под руководством Путина и партия прогресса под руководством Медведева. В средних числах марта вышеупомянутый институт опубликовал доклад в виде брошюры, который был признан предвыборной программой Медведева. В нем открыто говорится о том, что победа Медведева в президентских выборах означает победу прогресса, а возвращение в Кремль Путина – отставание и окончательную утрату надежд на будущее.
Так что, предвыборный марафон начался, и о том, кто будет первым на финише, узнаем через год.