На сайте парламента в повестке сегодняшнего дня вы найдете скромную строчку «Принятие закона 47SE об изменении конституции Эстонской республики» (инициированная президентом Тоомасом Хендриком Ильвесом (Toomas Hendrik Ilves) и принятая парламентом в среду вечером поправка в конституцию, согласно которой командующего силами обороны будет назначать не парламент по предложению президента, а правительство по предложению министра обороны – прим. перевод.).
13 число символично для голосования по поправке в конституцию, сутью которой является, говоря языком крестьянина, выбрасывание института командующего силами обороны из Основного закона Эстонии. После ее вступления в силу в нашей конституции не остается ни строчки о командующем вооруженными силами. В контексте конституции больше не будет человека, руководящий тысячами человек и огромными ресурсами.
Поможет ли этот шаг хоть как-то упорядочить управление государственной обороной? Не поможет. Президент, как и прежде, останется главой государственной обороны, но он утратит те немногие рычаги управления, которые есть у него сейчас. Широкомасштабной государственной обороной или организацией тотальной обороны по-прежнему никто руководить не будет. Премьер-министру этой роли не поручат, министр обороны стоит слишком низко для того, чтобы его слушались остальные министры, не говоря уже о том, что его распоряжения не будут выполнять местные самоуправления. А именно это и есть ключевой вопрос управления государственной обороной, которая нуждается в наведении порядка.
Вся идея поправки в конституцию базируется на ложном понимании недостаточности гражданского контроля над вооруженными силами. Для ее реализации использована демагогия и манипулирование. Хорошим примером здесь может послужить скандал, связанный с разведкой сил обороны, использованный как главный аргумент для оправдания поправки. Это был настоящий слон, сделанный из мухи, все участники которого позже оказались невиновными. В то же время, как в случае с Херманом Симмом (Herman Simm) высокопоставленный сотрудник министерства обороны Эстонии, обвиненный в шпионаже в пользу России – Х.С.) попытались превратить слона в муху.
Выиграет ли от этого Эстонское государство, народ или государственная оборона? Не выиграет. От этого не получат пользы даже проголосовавшие за поправку партии, если они и в самом деле не хотят, чтобы в Эстонии вместо сил обороны был вооруженный департамент языка (извиняюсь перед специалистами в области языка, которые занимаются необходимым и благодарным делом). От вступления поправки в силу на самом деле только есть два победителя – узкий круг высших чиновников министерства обороны и наш восточный сосед.
Я сравнивал поправку в конституцию с бомбой с фитилем. Но лучше все же сравнивать ее с известным из древнегреческой мифологии ящиком Пандоры. Что прячет в себе этот ящик Пандоры? Негативные сценарии развития и раздробленность, вызывающие настоящий ужас.
Главный штаб сил обороны является рабочим органом командующего силами обороны, его статус напрямую зависит от роли командующего. Часть бывших и настоящих высших чиновников министерства обороны уже давно мечтают проглотить главный штаб и превратить командующего силами обороны в военное время тысячами людей в среднего деятеля на уровне вице-канцлера. Конституция содержит положение о командующем силами обороны, которого назначает в должность парламент по предложению правительства, это сделано не просто так.
В случае вступления в силу поправки командующего силами обороны в дальнейшем начнет назначать правительство. Должностной срок командующего определен номинально в пять лет, но вспомним 1990-е годы, когда правительство меняло глав полиции как перчатки. Ясно, что управление силами обороны в дальнейшем станет намного менее стабильным.
Что за человек президент?
Если командующий силами обороны захочет остаться в живых, он должен. прежде всего, быть послушным по отношению как к министрам, так и к высшим чиновникам министерства обороны. Профессионализм станет делом второстепенным, излишняя несгибаемость позвоночника означает самоубийство профессионала. Если этого будет мало, ничто не помешает и вообще отменить институт командующего силами обороны.
Если проанализировать, почему оборонные расходы наших южных соседей Латвии и Литвы опустились ниже одного процента от валового внутреннего продукта, а о строительстве независимой оборонной мощи и вообще не приходится говорить, то этому есть прежде всего две причины – сосредоточенное на министре обороны управление военной государственной обороной и равнодушие людей. Неужели творцы Основного закона Эстонии были полными глупцами, когда включали в него уравновешенное, исходящее из принципа разделения властей управление военной государственной обороной, благодаря чему мы в ее строительстве ушли значительно дальше южных соседей? Почему мы хотим теперь чужие ошибки взять за образец?
Если президент Тоомас Хендрик Ильвес рассматривает роль президента как высшего руководителя государственной обороной всего лишь как синекуру, возникает вопрос: остается ли у него вообще хоть какая-то роль по существу? Если президент ставит под вопрос статус, роль и наличие командующего силами обороны, то не стоит удивляться, что под знак вопроса может быть в будущем поставлен и его собственный статус, и роль его как президента, так и всего этого института.
Перевод: Хейно Сарап