Российские шаги в области природного газа и нефти, предпринятые в период с конца 2010 года, свидетельствуют о переключении приоритетов, а именно, о большем упоре на экспорт на динамично развивающиеся азиатские рынки и в то же время на усиление текущих схем сотрудничества с западными производителями и трейдерами.
Будет обсуждаться ряд примечательных событий такого характера, чтобы обеспечить более широкую картину новой развивающейся сейчас российской энергетической стратегии, которая в основе своей пытается использовать геополитическое положение России как некоего хаба между Востоком и Западом, и в то же самое время максимизировать потенциал страны как крупнейшего производителя нефти и газа.
Вопросом первостепенного значения является вопрос относительно глобальной энергетической безопасности, по мере того как Россия нацелена на постепенное замещение ОПЕК, и достижению этой цели способствует серия внимательно спланированных инициатив в области энергетики по всей Евразии.
Прежде всего, из-за волнений в арабско-мусульманском мире и продолжающегося быстрого роста промышленного производства в таких странах как Китай, Индия, Бразилия, Вьетнам и Южная Африка, цена на нефть и газ значительно выросла.
В результате Россия получает более 1,2 миллиарда долларов ежедневно от своего нефтяного экспорта, и таким образом может продолжать свою инвестиционную программу и параллельно привлекать значительные объемы прямых иностранных инвестиций и финансировать размещения. В период с января по март 2011 года примерно 3,5 миллиарда долларов было размещено в базирующихся в России фондах с инвестиционными целями, а Московская фондовая биржа продемонстрировала рост примерно на 30%. Рост ВВП на 7,5% прогнозируется при прочих равных на 2011 год.
Возрождение российской экономики связано с разногласиями между Путиным и Медведевым, по вопросу о том, могут или не могут министры одновременно занимать посты в советах директоров государственных корпораций и в правительстве, что отражает внутреннее разделение, из-за огромного количества капитала, поглощаемого страной, который в конечном счете еще раз изменит тонкую внутреннюю структуру власти, в свете президентских выборов 2012 года. Рост рыночной стоимости злаковых также будет иметь важное значение для российских экспортных сырьевых доходов, когда запрет на экспорт будет снят, и новые притоки капитала обеспечат еще бОльшие прибыли для российских государственных компаний.
Вышеозначенные телодвижения вновь заставили всплыть старые амбиции Москвы по поводу связывания своей газо-экспортной структуры с аналогичной структурой Украины. Недавно украинский премьер заявил о заинтересованности его страны в создании консорциума между государственной газовой компанией «Нафтогаз» и российским Газпромом, нацеленного на совместное совершенствование и модернизацию украинской обширной газотранспортной сети, а также на увеличение экспорта в Европу.
«Нафтогазу» не хватает необходимых средств для такой схемы, которая может обойтись более чем в 10 миллиардов долларов, и переговоры пока продолжаются. Они могут завершиться приобретением Газпромом доли в украинской компании в обмен на финансирование и техническую поддержку. Для Киева это вопрос стратегической важности - добиться улучшения использования своих газотранспортных систем и иметь возможность приобретать большие объемы газа у России. Этот вопрос особенно важен в условиях отсутствия у Украины своих ресурсов и срочной необходимости подстегнуть деиндустриализированную экономику страны.
В другой части Евразии Газпром и китайские власти в начале апреля 2011 года пришли к соглашению о начале переговоров по поводу нового экспортного соглашения, которое будет заключено на 30 лет и будет подразумевать поставку примерно тридцати миллиардов кубометров газа в Китай на ежегодной основе. Газ будет поставляться посредством Алтайского газопровода, который вступит в действие в 2015 году. Его стоимость должна составить порядка 14 миллиардов долларов.
Целью России явно является создать серьезный рычаг для давления на случай будущих переговоров со своими европейскими партнерами, так как крупные объемы, которые будут экспортироваться в Китай, обеспечат значительную долю доходов Газпрома, что даст более крепкую позицию на переговорах о будущих контрактах с европейскими странами. Китай, из-за своей отчаянной нужды в огромном количестве энергии и энергоресурсов, намерен обеспечить стабильный приток газа, который предполагается использовать для снабжения недавнобразованных промышленных зон в центральном Китае. Эти проекты также призваны в значительной степени обуздать внутреннюю иммиграцию в Китае в более развитые прибрежные районы - с целью поддержать социальный баланс и уменьшить внутреннее неравенство.
Возвращаясь к черноморскому региону, Газпром в очередной раз заявил, что планирует реализовать проект «Южный поток». По словам Павла Одерова, главы департамента компании по международным отношениям, летом 2011 года первый из трех возможных маршрутов прокладки трубы будет официально представлен. Пока что «Южный поток» это совместное предприятие (по принципу 50 на 50) между Газпромом и итальянской ENI. В ближайшее время в проект будет включена французская EDF, которая получит 10%, а 21 марта 2011 года было объявлено, что немецкая Wintershall (подразделение концерна BASF) также вступит в проект с долей 15%.
Наконец, 7 апреля 2011 года Газпром и немецкая EON объявили, что они находятся в процессе завершения представления своих аргументов по поводу цены на долгосрочные контракты между ними. Более того, инцидент на атомной электростанции в Фукусиме имел сторонний эффект, заключавшийся в том, что Япония теперь тоже нуждается в увеличении импорта нефти и газа из России (среди прочих) в обозримом будущем, таким образом усиливая и укрепляя российский энергетический экспорт, а следовательно, и роль государственных энергетических компаний в этой стране, как воротил в глобальной энергетической игре, которая неумолимо связана и с архитектурой международной безопасности.
Другим энергетическим рынком, на который стоит взглянуть России, является Турция, которой нужны большие объемы газа и нефти из-за демонстрируемого ею сильного промышленного роста; а также Польша, которая серьезно рассматривает возможность переключения на крупномасштабное потребление природного газа; а также Вьетнам, который тоже нуждается в больших количествах энергии.
В общем и целом, российские шаги в энергетике указывают на стратегическое переключение между Востоком и Западом Евразии под эгидой российских энергопроизводителей. Ориентированность на европейский рынок снижается, а средства глобальных рынков дают необходимый капитал, который будет истрачен на ускорение вероятности подобного исхода. Основной вывод - что идущая сейчас энергетическая игра в Евразии продолжится активными темпами, а энергетический сектор продолжит доминировать в мировых заголовках новостей в ближайшее время.