Министр нефти Саудовской Аравии и генеральный секретарь ОПЕК заявили, что нефтяной рынок вполне насыщен и что, на их взгляд, текущая цена на нефть марки Brent на 15-20 долларов за баррель больше, чем должна была бы быть.
Это стало одним из факторов, заставивших сегодня цены на нефть снизиться, хотя и ни в коем случае не единственным. Свою роль сыграли и снижение прогноза по кредитному рейтингу США и новое ужесточение денежно-кредитной политики в Китае. На момент закрытия торгов в Москве цена месячного фьючерса на нефть марки Brent снизилась на 2,1 доллара за баррель - до121,3 доллара за баррель (марки WTI – до 107,1 доллара за баррель). Поставщики из ОПЕК отлично осознают опасность роста нефтяных цен, который может привести к замедлению экономического роста и к спаду спроса на нефть. Воспоминания о кошмарном падении цен во вторую половину 2008 года все еще не изгладились.
С другой стороны Саудовская Аравия в особенности нуждается сейчас в высоких ценах на нефть, так как на фоне гражданских волнений в Северной Африке и на Ближнем Востоке ей приходится повышать социальные расходы. Правящий дом страны, население которой растет одними из самых высоких в мире темпов при достигающей примерно 5% безработице среди молодежи, отчаянно пытается откупиться от неприятностей. По некоторым оценкам, чтобы сбалансировать бюджет, королевству сейчас нужна средняя цена на нефть (Brent) около 100 долларов за баррель. Это приблизительно тот же уровень, при котором может быть сбалансирован российский бюджет.
Очевидно, что ОПЕК не хочет снижать цену на нефть, увеличивая предложение. При всех воспоминаниях о 2008 годе, катастрофическое решение об увеличении поставок нефти на рынок, принятое в Джакарте в ноябре 1997 года, также еще не забылось. ОПЕК тогда увеличил поставки как раз в момент спада спроса, и сочетание уменьшившегося спроса с увеличившимся предложением вызвало обвал нефтяных цен. Это также привело к российскому дефолту, объявленному в августе 1998 года.
Саудовская Аравия вместе с более умеренными членами ОПЕК (ОАЭ, Кувейт) не хотят увеличивать предложение, опасаясь, что мировой спрос окажется ниже прогнозировавшегося Международным энергетическим агентством уровня в 89,4 миллиона баррелей в сутки, что на 1,4 миллиона баррелей в сутки больше, чем в 2010 году. Кроме того, существует такой неизвестный фактор, как конфликт в Ливии. Когда он затихнет, экспорт нефти восстановится. Сейчас в Ливии сложилась едва ли не наихудшая возможная ситуация для экспорта нефти. Однако она улучшится, и ливийская нефть вернется на рынки.
Отсюда и проистекают попытки сбить цену заявлениями, не предпринимая действий, которые могут иметь непредвиденные или необратимые последствия, особенно, если это может стоить разрушения внутренней дисциплины ОПЕК. Россия между тем будет в любом случае продолжать, как обычно, добывать и экспортировать нефть по максимуму.
Крис Уифер – главный стратегический аналитик UralSib Securities.