Не успели в соседней России высшие госчиновники, включая президента и премьера, продемонстрировать любопытствующему народу декларации о своих доходах и имеющемся имуществе, как так же поступили и их украинские коллеги. А может, все наоборот — россияне вдохновились примером наших. Это не важно, поскольку сути дела не меняет. Идея-то понятна — показать набирающую обороты борьбу с коррупцией, как говорится, на личном примере.
На чем вещи вывозить?
Не буду, ради экономии газетной площади, подробно анализировать содержание деклараций отечественного высшего чиновничьего сословия. Об этом любой желающий может узнать, зайдя на соответствующие сайты. Здесь куда важнее суть задекларированного.
А вот тут-то начинаются проблемы. И говорят они по большому счету о том, что упорное нежелание открывать истинное положение дел в декларациях о доходах свидетельствует о таком же подходе в борьбе с коррупцией. И совершенно неудивительно, что, ознакомившись с декларацией президента, глава парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны, лидер партии «Гражданская позиция» Анатолий Гриценко предложил самым богатым членам правительственной команды «скинуться и купить семье президента по крайней мере две отечественные «Таврии».
«Что за бред! — воскликнет пораженный такой идеей читатель. — Неужели у президента и его семьи нет автомобиля?» Действительно, на правду что-то не очень похоже. Тем не менее, по словам Гриценко, из декларации следует, что в семье главы государства (ни у самого Виктора Януковича, ни у его супруги Людмилы) автотранспорта нет. Это, видимо, настолько поразило Анатолия Степановича, что он посчитал такую ситуацию крайне унизительной и недопустимой. «По своей значимости она выходит на уровень угрозы национальной безопасности, — беспокоится Гриценко. — Если не решить эту проблему безотлагательно, она будет лишь обостряться». И объясняет: по окончании президентского срока у Виктора Януковича не будет возможности даже вывезти все свои персональные вещи с Банковой, «потому что не на чем».
«Проблему лично Януковича еще можно отсрочить во времени, у него есть служебный автомобиль, — рассуждает далее народный депутат. — Но у Людмилы Янукович, его жены, сейчас нет автотранспорта, и она вынуждена ходить по магазинам, рынкам и т. д. пешком. Это создает очень много неудобств». Вот так и родилось у Гриценко предложение о том, что богатые члены правительственной команды, которые задекларировали многомиллионные состояния, — Андрей Клюев, Борис Колесников, Юрий Бойко, Сергей Левочкин, «даже Анна Герман с часами стоимостью в десятки тысяч долларов» — могли бы помочь семье президента с автотранспортом.
Этот пример — один из многих в череде нелепостей, связанных с декларациями высших чиновников. Вроде бы и хорошее дело затеяли, но, как говорил Виктор Степанович Черномырдин, «вышло как всегда». Более того, по мнению руководителя украинского представительства авторитетной организации Transparency International Алексея Хмары, декларации украинских чиновников являются «оскорбительными для народа». «Указанные цифры не соответствуют реальному образу их жизни, — отмечает он. — Отделка украинских государственных резиденций не хуже, чем во дворцах лидеров восточных стран, где недавно произошли массовые перевороты». А российский политолог Андрей Окара заметил, что официальные декларации высшей политической элиты России и Украины строятся по сходному принципу: «На каждый день они закладывают доход примерно 300 долларов, в месяц — 10 тысяч долларов, в год — около 120 тысяч долларов. С одной стороны, это показывает, что политик человек небедный, а с другой — не дает формального повода для вопроса: откуда у него столько денег?»
Да, как говорил в свое время небезызвестный датский принц Гамлет, «есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам». Если изучать декларации наших «кормчих», то можно обнаружить массу любопытного. Например, президент Украины задекларировал за 2010 год общих доходов на сумму 920 268 гривен. Большую часть заработка Виктора Януковича составляли дивиденды, проценты, роялти — 544 588 гривен. Зарплата президента составила 375 680 гривен. На содержание имущества он потратил 112 030 гривен. В то же время президент в 2010 году не получил ни копейки материальной помощи. Премьер-министр Украины задекларировал 486 969,70 гривни дохода в 2010 году. Так, доходы от научной, преподавательской, творческой деятельности Николая Азарова составили 40,8 тыс. гривен, заработная плата — 446 169 гривен. Доход его жены — Людмилы Азаровой — 73 274 гривны. Согласно декларации, он также располагает 786 тыс. гривен, которые находятся на счетах в банках и других финансово-кредитных учреждениях. У членов семьи премьера на счетах 142 тысяч гривен.
В свою очередь общий доход главы Администрации президента Украины Сергея Левочкина оказался в разы больше, чем у президента и премьера. В минувшем году он заработал почти 147,5 млн. гривен. Из этой суммы около 147,3 миллиона гривен он получил в качестве дивидендов, процентов и роялти — остальное составила зарплата. Помимо этого Левочкин задекларировал земельный участок площадью 1300 кв. м, квартиру площадью 205,5 кв. м и автомобиль Mercedes S600. На банковских счетах главы Администрации президента находится 40,4 млн. гривен.
Тигры против кошек
Не будем перечислять и анализировать декларации всех высших чинов. Но не можем пройти мимо декларации нынешнего советника президента Анны Герман, которую вспомнил Анатолий Гриценко и что-то там сказал про ее часики. Так вот, судя по декларации, общая сумма совокупного дохода советника президента Украины — руководителя Главного управления по гуманитарным и общественным вопросам Администрации президента Украины Анны Герман за 2010 год составила 164 198,42 гривни, среди которых указана лишь одна заработная плата. Об этом говорится в декларации о доходах и финансовом состоянии Герман и ее семьи, обнародованном на официальном веб-сайте главы государства. Так, на содержание своего имущества в 2010 году чиновница потратила 7 тыс. гривен. Согласно декларации, единственным членом семьи Анны Герман является ее муж, совокупный доход которого за 2010 году составил 70 623 гривны заработной платы. На содержание имущества он задекларировал 26 369 гривен. Кроме того, супруг Герман владеет земельным участком площадью 0,36 га, жилым домом площадью 250 кв. м и гаражом площадью 40 кв. м, двумя легковыми авто Mescedes Benz SLK-200 и BMW X5. Сведения о наличии ценных бумаг и счетов в его декларации также не указаны.
А как насчет дорогих часов, которые когда-то заметили и даже в деталях описали журналисты? Анна Николаевна тогда сказала, что это подарок вице-премьера Бориса Колесникова и харьковского губернатора Михаила Добкина. И пообещала часы задекларировать. Но, видимо, забыла. Зато не только не забыла про журналистов, но и заявила, что они тоже должны в обязательном порядке декларировать свои расходы. Об этом Герман сказала в эфире программы «Честь имею пригласить» на телеканале КРТ 9 апреля 2011 года. Она призвала воспользоваться польским примером, когда Польша ввела декларацию на расходы не только для политиков, но и для журналистов. «И тогда было бы все видно. Почему журналист, который ездит на очень дорогой машине, не должен декларировать и объяснять, откуда она у него, а политик — должен? То есть надо идти тем путем — free and transparent process», — считает советница президента. Ее поддержала народный депутат от Партии регионов Елена Бондаренко, заявившая в эфире телеканала «Донбасс», что полностью солидарна с г-жой Герман. По мнению Бондаренко, права, которые имеют журналисты, должны быть уравновешены обязанностями. «Я не понимаю позиции, когда некоторые журналисты возводят себя в статус священной коровы, которой можно все, и при этом они ни за что не отвечают», — сказала она.
В то же время представители польских СМИ были удивлены заявлениями Анны Герман об обязательном декларировании расходов журналистами. «Я впервые слышу о таком, хотя работаю журналистом шесть лет, — сказал, в частности, корреспондент Polskie Radio в Киеве Петр Погоржельский. — У нас очень хорошо работает налоговая инспекция, и если она увидит, что ты живешь во дворце, а официально зарабатываешь намного меньше (не важно, президент ты, журналист или дворник), то она тебя оштрафует. А вот к политикам — отдельные требования, и не важно, из какой ты партии».
Совершенно верно: как говорится, нельзя путать божий дар с яичницей. Политики и чиновники — это госслужащие, то есть служащие государству на деньги налогоплательщиков. И эти налогоплательщики хотят знать о доходах и расходах тех, кого они наняли на службу государству, а значит, в идеале — себе. А журналисты — это люди, которые должны, опять-таки в идеале, контролировать от имени и в интересах налогоплательщиков, куда уходят их кровные. Собственно, эту мысль высказал и бывший глава Администрации президента Леонида Кучмы, председатель совета центра «Правовое государство» Виктор Медведчук, который назвал нарушением Конституции Украины попытки обязать журналистов декларировать свои расходы. Комментируя заявления некоторых политиков о целесообразности введения обязательного декларирования расходов для журналистов, Медведчук отметил, что можно понять обиду на журналистов, когда те «интерпретируют события не так, как хочется представителям власти, и тем более когда осмеливаются говорить об их нечистоплотности или, мягко говоря, неискренности. Например, относительно обнародованных деклараций о доходах», — подчеркнул он. «Говорить чиновникам о продажности журналистов — все равно, что тиграм обвинять кошку в том, что она хищник. Тем более тем политикам, которые сами еще недавно жили журналистским хлебом и тоже не ходили пешком. В отличие от людей с рангом госслужащего, зарплата которых зависит от должности, а не от пользы, принесенной стране, журналисты вынуждены сами зарабатывать себе на хлеб. Это порочная практика, когда человек, у которого в портмоне или в кармане лежит удостоверение представителя любой из трех ветвей власти, пытается бороться с «четвертой властью», игнорируя закон», — считает Медведчук.
Как говорится, ни прибавить, ни убавить.
За что боролись?
Ну вот, как бы там ни было, декларации опубликованы. А что дальше? Да, собственно, ничего — это и все. Их публикация стала бы важным событием, если была бы возможна независимая проверка «компетентными органами» по запросу депутатов от оппозиции. Но этого, очевидно, не произойдет: силовые структуры считались бы с подобными запросами лишь в том случае, если бы знали, что завтра эта оппозиция может выиграть выборы и стать их начальством. А поскольку нынешние силовики прекрасно понимают, что с приходом новой власти им ничего не светит, то будут все делать, дабы не дискредитировать власть нынешнюю. Чтобы она жила-была еще долго и счастливо. И они вместе с ней.
Впрочем, как показывают опросы, декларациям чиновников, несмотря на то что в них фигурируют немалые суммы, украинцы просто не верят. Хотя, повторюсь, в этих декларациях уже записано то, что выглядит дико и неестественно в нищей стране, где треть населения живет у черты или за чертой бедности. Но люди прекрасно понимают, что декларации — это лишь верхушка айсберга. Может, поэтому они так и называются — декларации? Причем пустые.