Загреб - Президент Иво Йосипович заявил, что, по его мнению, снижение общественной поддержки вступления Хорватии в ЕС после несправедливого обвинительного приговора хорватским генералам это «временное явление, поскольку Европейский Союз не имеет непосредственного отношения к этому решению, так как Гаагский трибунал является судом ООН, а не Европейского Союза».
«Эти решения не были приняты в рамках Европейского Союза, и он на самом деле не имеет с этим ничего общего», - заявил Йосипович в эфире хорватского радио в программе «Кофе с президентом», комментируя исследование, согласно которому, после осуждения генералов, вступление Хорватии в ЕС поддерживает только 23% граждан.
Любой разумный анализ покажет, что не Европейский Союз вынес этот вердикт, говорит президент, уверенный, что когда граждане Хорватии пойдут на референдум, они признают все преимущества вступления в ЕС.
На вопрос, существует ли возможность того, что Хорватия, после такого решения, пересмотрит сотрудничество с Гаагским трибуналом, президент сказал, что такое решение привело бы к исключению Хорватии из международного сообщества, чего он не может допустить.
Он отметил, что, по его информации, правительство Хорватии представило защите генералов все документы, которые они потребовали, и это, добавил он, можно легко проверить.
Он напомнил, что в прошлом, например, в деле Блашкича, был случай, когда тогдашнее правительство препятствовало защите Блашкича, а затем к власти пришло другое, которое предоставило все запрошенные документы. Из того, что я знаю, я думаю, что в случае генерала Готовины и Маркача правительство дало все, о чем просила защита, сказал Йосипович.
Он подчеркнул, что вердикт подтвердил причастие Сербии в агрессии против Хорватии. Характеристика международного конфликта в обвинительном заключении говорит о том, что сербские силы в «Краине» контролировались из Сербии, сказал он.
Он вновь заявил о неприемлемости трактовки хорватской обороны в качестве организованных преступных действий, сказав, что «Хорватия как правовое государство примет правовые аспекты приговора, но политические и исторические аспекты она вряд ли воспримет, если они будут представлять собой интерпретацию криминализации всей войны».
На вопрос, является ли этот приговор в каком-то смысле и обвинением экс-президента Франи Туджмана и министра Гойко Шушака, Йосипович сказал, что речь идет о скользкой теме, касающейся не только этих двух персонажей хорватской истории, но и некоторых других людей, подчеркнув, тем не менее, что приговор всегда индивидуален.
«Приговор говорит только о вине отдельных лиц, которые находились под следствием, те же, на кого не было заведено дело, не осуждены», - сказал Йосипович.
Когда его спросили, был ли протокол заседания на Бриони - один из ключевых элементов в приговоре - доставлен в Гаагский трибунал в судебном порядке, он напомнил, что Хорватия в1996 году приняла закон, которым обязалась всестороннее сотрудничать с МТБЮ.
То, что происходит сейчас, упреки тому или иному правительство за сотрудничество с Гаагским трибуналом, это нехорошо, сказал он.
Йосипович прокомментировал и заявление президента Сербии Бориса Тадича, сказавшего, что такие решения поспособствуют примирению в регионе. «Я не уверен, что этот вердикт способствует установлению справедливости, но, безусловно, его не вынес ни ЕС, ни Сербия, поэтому он не должен влиять на то, что выгодно для обеих стран, Хорватии и Сербии», - сказал Йосипович, убежденный, что процесс примирения, безусловно, продолжится.