Выступления премьер-министра и министра иностранных дел Турции в Парламентской ассамблее Совета Европы продемонстрировали полную несостоятельность еврозаявки Анкары. Таково мнение независимых экспертов, да и самих турецких аналитиков. «Эрдоган избрал путь, противоположный европейским ценностям», — пишет Hurriyet Daily News, крайне негативно оценивая выступление главы турецкого правительства.
По мнению Hurriyet, Эрдоган свел свою речь к примитивной формуле — «кто вы такие, чтобы критиковать Турцию?» На блогах оппоненты правящей Партии справедливости и развития отмечают, что в ПАСЕ турецкие представители «забили гол в свои ворота».
Действительно, паре Давутоглу — Эрдоган удалось оставить за собой в Парламентской ассамблее негативный шлейф. И дело не только в том, что говорили эти два деятеля, а в том, в какой форме они преподносили свои противоречивые суждения. В случае с Эрдоганом однозначна оценка — «турецкий премьер нарушил рабочую этику ПАСЕ». Вместо ответов на вопросы депутатов он, отклоняясь от непонравившейся ему темы, обвинял Европу, европейцев, их порядки и нравы. Особенно сильно почему-то взъелся на французов, не к месту упоминал о «преступлении против человечества» в контексте отношения к туркам, проживающим в Европе, грубо открещивался он нарушения демократических свобод в Турции, бесцеремонно упрекал присутствующих в незнании... Закулисье ПАСЕ было также «декорировано» в турецком духе благодаря президенту организации, турку Мевлюту Чавушоглу, перекроившему список депутатов, вызвавшихся задать вопрос Эрдогану таким образом, чтобы представительницы Армении Наира Зограбян и Заруи Постанджян не успели «потревожить» турецкого гостя. Как сказала Зограбян в телефонной беседе с корр. Panorama.am, из первых строчек списка они оказались в «хвосте» благодаря изворотливости и «предупредительности» Чавушоглу.
...Оба деятеля выступали с гонором, считая себя вправе давать оценки аудитории, поучать и наставлять. Воодушевленный высоким турецким присутствием, азербайджанский депутат Рафаэл Гусейнов спросил Давутоглу о его отношении к планам властей Нагорного Карабаха открыть аэропорт в Степанакерте. Глава турецкого МИД, председательствующий в комитете министров СЕ, с важным видом заявил, что, дескать, комитет не обсуждал этот вопрос, но при необходимости обсудит.
«Как министр иностранных дел Турции, я хочу подчеркнуть, что такого типа провокационные действия не будут способствовать процессу политического урегулирования нагорно-карабахской проблемы. Это провокационные действия со стороны Армении, и они должны быть остановлены, чтобы продолжить и ускорить переговоры между президентами Алиевым и Саргсяном», — сказал главный дипломат Анкары. Думается, армянский МИД, даже при отсутствии дипотношений с Турцией, непременно должен отреагировать на это откровенно хамское заявление Давутоглу. Представитель страны, история которой представляет собой сплошную провокацию и агрессию (один Кипр чего стоит!), выслуживаясь перед азербайджанцами, осмеливается обвинять в провокации Армению...
...Как передало радио «Свобода», Давутоглу изумился вопросу Заруи Постанджян. Вопрос представительницы партии «Жарангутюн» четко попал в цель. «Не секрет, что Турция оккупировала западную Армению, Северный Кипр и другие территории, лишив коренные народы их родины. Оттоманская Турция совершила геноцид в отношении разных народов и этнических групп — армян, греков, ассирийцев... Сегодня, чтобы избежать ответственности и каких-либо обязательств перед законом, турецкое правительство использует 301 статью УК, чтобы отрицать и искажать исторические факты». Сказав это, Постанджян поинтересовалась у Давутоглу, какие шаги предпринимает он, будучи главой комитета министров Совета Европы, чтобы турецкое правительство начало честно обращаться со своей историей и сделало первый шаг в направлении признания геноцида и отмены 301 статьи УК.
«Это одностороннее заявление», — сходу стал парировать и изворачиваться Давутоглу, заявляя, что «нам нужна справедливая память»: мол, если каждый станет исходить из собственной памяти, то никакого взаимоуважения и взаимопонимания между Турцией и Арменией не будет. Конечно же, выступавший вновь завел старую «песню» об исторической комиссии, посетовал даже, что с 2005 года турецкое правительство ждет «позитивного» ответа от Еревана, чтобы совместно приступить к исследованию всех исторических событий. В отличие от Эрдогана, Давутоглу, известно, не впадает в дикую ярость — когда его загоняют в угол, он лишь глупо улыбается и несет «миролюбивую» чушь. Вот и на сей раз он поделился своим «позитивизмом», сделав предположение, что придет день, когда новое поколение турок и армян сядут вместе и станут изучать исторические документы, «вместо того чтобы обвинять друг друга и использовать этот вопрос в политических целях».
«Лучше быть справедливым и исследовать все события открыто, в духе глобального подхода», — нес околесицу турецкий министр, пытаясь создать у присутствующих впечатление, что армяне говорят о геноциде, исходя из каких-то баек, а не архивных материалов. Но ведь присутствующие, к его огорчению, это не инопланетяне, а представители разных европейских стран, в том числе и тех, чьи парламенты, основываясь на исторических фактах, приняли резолюции о геноциде армян.
Выступление Давутоглу меркнет перед речами Эрдогана, показавшего евродепутатам истинный турецкий оскал.
Скажем сразу: отвечая на вопрос члена армянской делегации Армена Рустамяна о протоколах, турецкий премьер дал совет Армении — «не поддаваться давлению диаспоры». Тогда, по его словам, нормализационный процесс продолжится. Вместе с тем Эрдоган заверил, что Турция будет защищать права Азербайджана. Иначе говоря, он потребовал, чтобы Армения не считалась со своей диаспорой, а вот сама Турция непременно будет считаться с Азербайджаном, поскольку не может не поддаваться давлению со стороны Баку. Абсурдность заявлений Эрдогана — не новость, как и его агрессивность и несдержанность.
У Турции нет ненависти по отношению к Армении, передает слова премьера Today’s Zaman, которая с удивлением «обнаружила, что Эрдоган подтвердил наличие в Турции 70 тысяч армян и примерно 40 тысяч нелегальных иммигрантов из Армении. «Турция не депортирует их, хотя при желании могла бы...» — бравируя своим расизмом, заявил в ПАСЕ премьер, вызвав рикошетом встречный вопрос — а скольких бы турок при желании могли бы депортировать страны Европы? Миллионы... Европейские депутаты, конечно, не позволили себе произнести это вслух, но можно не сомневаться, что выступавший спровоцировал подобную мысль... Что до депортации армян, то известно: Эрдоган и прежде угрожал выгнать из страны 100 тысяч наших соотечественников. Он, возможно, и не виноват — в нем говорят гены. Предки ведь поднаторели в депортациях — гнали армян (и не только!) из страны через Дер Зор в никуда. Зато теперь официальная турецкая пропаганда называет это «вынужденной дислокацией армянского населения в условиях войны».
Кстати, Эрдоган затронул и тему своих соотечественников, проживающих в Европе, заверив членов ПАСЕ, что он выступает за их интеграцию в местные общества, но при этом не приемлет культурной ассимиляции, что, по его словам, равноценно преступлению против человечества. Без комментариев.
Наиболее агрессивно турецкий премьер отвечал на вопросы, связанные с демократическими свободами в его стране. В частности, он резко реагировал на обвинения в подавлении свободы слова и преследовании журналистов. «Эти заявления не отражают истинного положения дел в турецком обществе», — резко парировал он, призывая европейцев пользоваться объективными источниками информации. «В Европе нет журналиста или газеты, которая готовит почву для госпереворота и поддерживает подстрекателей», заявил выступавший и «связал» всех арестованных в Турции представителей СМИ с делом «Эргенекона». А заодно подкорректировал цифры, заверив, что за решеткой не 68, а «всего» 27 журналистов. Вслед за этим он выдал обвинительную тираду: «Мы всегда говорим о необходимости независимого правосудия, когда это в наших интересах. Но когда дело касается Турции, вы не хотите независимого правосудия. Вы хотите, чтобы судебная власть была зависима от правительства Турции. Однако у нас правосудие независимое, и оно делает свою работу».
На вопрос — почему не снижается минимальная 10%-ная планка для прохождения в парламент? — турецкий гость также отреагировал спесиво: вместо того чтобы отвечать по сути, он вспомнил... про цыган. «Мы пришли к власти при этом 10%-ном барьере. Как нам это удалось спустя всего лишь 16 месяцев после создания партии? Причина в том, что мы не остались на крайних левых или правых позициях. Мы предпочли центр, мы привечали всех, включая курдов, абхазов и цыган. Но я слышал, что цыгане были депортированы из Франции. Насколько это корректно? Они, европейцы, должны вначале осуждать себя, а затем только нас. ...Те, кто старается обвинить Турцию, пусть вначале посмотрят на себя. Мы можем опустить выборную планку, если необходимо, посредством дискуссий в своей стране. Это будет решать наш народ. Мы не собираемся спрашивать вас об этом».
Эрдоган указал европейцам на их неинформированность и относительно положения религиозных меньшинств. Он оскорбил французского депутата за «французское отношение» к Турции. При этом пояснил, что в его стране выражение «относиться по-французски» используется тогда, когда человек высказывается по теме, не обладая достаточными знаниями...
Эта реплика турецкого премьера вызвала возмущение членов ПАСЕ. В частности, представитель Австрии Мартин Граф заявил в СМИ, что Эрдоган повел себя на сессии как «мачо»-шовинист. «Он оскорбил французов и должен попросить у них прощения. ...Турецкий премьер сбился с дороги. Он не понимает, что говорит. Совет Европы должен потребовать отчета от Эрдогана. Этим своим выступлением Эрдоган показал, насколько он далек от европейской культуры ведения дискуссий»...
Что до религиозных меньшинств Турции, то европейцы могут спать спокойно. Ведь турецкий премьер заверил их, что меньшинства благодаря его гуманной политике получили возможность молиться. Эрдоган, конечно же, рассказал про ежегодную литургию в Сурб Хач и про санкционированную молитву в греческом храме... С другой стороны, а что еще остается делать меньшинствам в такой стране, как Турция, если не молиться?..