Кадровая ротация после подведения итогов внеочередных президентских выборов носила точечный характер. По большинству позиций прошло простое переназначение чиновников высшего ранга. Применительно к составу кабинета министров это оправданно. Президент в очередной раз продемонстрировал высокую оценку работы правительства Карима Масимова - на этот раз путем повторного внесения его кандидатуры на рассмотрение парламента. Вполне естественно, что доверие премьер-министру рассматривается и как доверие всей его команде. Из всего прежнего состава правительства вопросы возникли к деятельности министров сельского хозяйства, а также транспорта и коммуникаций. Несколько ранее в этих ведомствах прошли масштабные антикоррупционные проверки. В результате оба министра лишились своих постов.
Неожиданным было возвращение Кайрата Келимбетова на позицию министра экономического развития и торговли и одновременное назначение Жанар Айтжановой министром экономической интеграции. Сохранение позиций Айтжановой вполне закономерно в свете активной работы по формированию Таможенного союза в прошлом году. Что касается Келимбетова, то возвращение на министерский пост (после позиции руководителя Администрации Президента, председателя правления ФНБ «Самрук-Казына») выглядит явным понижением. Келимбетов по-прежнему воспринимается Президентом как хороший экономист-теоретик, но как менеджер-практик он себя не проявил.
Реанимировать работу ФНБ «Самрук-Казына» теперь предстоит Тимуру Кулибаеву, обладающему, по определению Президента, «более существенными лоббистскими возможностями». Оценить качество этого назначения можно будет позже - когда новым руководством фонда будет представлена окончательная версия структурных изменений. Пока фонд не справляется с ролью второй «экономической вертикали», несмотря на то, что в его составе представлены практически все более-менее значимые экономические активы государства, сформирована сеть социально-предпринимательских корпораций и институтов развития.
Изменения в экономическом блоке правительства дополняются расформированием Агентства финансового надзора и Агентства по регулированию деятельности регионального финансового центра в Алматы и передаче их функций Национальному банку. Оба эти ведомства создавались в годы экономического роста в расчете на стремительное увеличение участников финансового рынка, однако мировой кризис поставил точку и в создании РФЦА, и в необходимости существования отдельного регулятора в финансовой сфере. По сути, решение об упразднении лишних бюрократических структур могло бы быть реализовано раньше.
Социальный блок правительства не претерпел изменений - практически все министры были назначены совсем недавно, Президент просто дает им время и возможность проявить свой потенциал.
В блоке министров-силовиков произошла давно ожидаемая смена руководителя МВД. Сложности у Серика Баймагамбетова начались еще в 2010 году, а всплеск громких преступлений в южной столице в первые месяцы текущего года стал последней каплей. Следует заметить, что проблемы в правоохранительной сфере приняли системный характер и только кадровыми перемещениями их уже не решить.
Вынесение решений о служебном несоответствии судей Верховного суда РК и последовавшая за этим отставка председателя Верховного суда показали необходимость глубокого реформирования всей судебной вертикали власти. Возможно, именно это направление (судебная ветвь власти) станет главным в анонсированном Президентом новом этапе политической модернизации страны.
Поразительно стабильным остается состав корпуса акимов - мы увидели только изменения в руководстве Алматинской области. В то же время многие руководители регионов занимают свои посты по пять и более лет. За столь длительный период можно было бы сделать выводы об их профессиональных качествах, принять решения о переводе в центр, либо об отставках не справляющихся со своими обязанностями. Однако этого не происходит, и, по всей видимости, именно корпус акимов рассматривается Президентом как главная «скамейка запасных» в случае необходимости экстренной ротации кадров.
Подводя краткий итог, можно согласиться с тезисом большинства экспертов о стремлении Президента обеспечить преемственность в работе всех органов власти, его убежденности в способности нынешней правительственной команды и руководителей регионов успешно реализовать планы по социально-экономическому развитию страны.