Речь премьер-министра Владимира Путина в Государственной Думе в среду звучала, как политический манифест накануне президентских выборов 2012 года, утверждают политики и аналитики. Явно насмехаясь над имиджем Дмитрия Медведева в качестве президента-реформатора и его способностью модернизировать Россию, Путин предостерег законодателей от «либеральных экспериментов», которые могли бы омрачить стремление России стать одной из пяти ведущих экономик мира.
В своей речи, продолжавшейся два с четвертью часа, Путин поставил себе в заслугу вывод России из тяжелейшего спада и призвал к стабильности, и все это лишь через неделю после того, как Медведев заявил, что Россия должна выйти за рамки достижений последнего десятилетия. «Речь определенно иллюстрирует расхождения в тандеме», - сказал Павел Баев из Института исследований проблем мира в Осло, который указал на различающиеся идеологии двух лидеров России.
В последние недели 45-летний Медведев выглядел все более амбициозным, поручив правительству изменить политику путинской эпохи. 2 апреля Медведев приказал союзнику Путина и вице-премьеру Игорю Сечину и семи другим чиновникам уйти с постов председателей государственных компаний. Этот шаг в значительной степени интерпретируется как часть предвыборной борьбы за власть.
Расхождение в мировоззрениях двух лидеров проявились открыто, когда Медведев поддержал вмешательство ООН в Ливии, которое Путин сравнил со «средневековым крестовым походом». Выступление Путина в Государственной Думе было явно не в струе с риторикой Медведева о «модернизации» России и избавлении страны от ее зависимости от нефтегазовых доходов. «Речь Путина сказала очень много: нам не нужны какие-либо изменения. Мы на верном пути и все, что нам нужно, это стабильность», - сказал Баев.
Путин заявил законодателям, что инфляция находится под контролем и не превысит 7,5% в 2011 году, в то время как валовой внутренний продукт вырос на 4,4% в первом квартале 2011 года, и должен вырасти на 4,2% в течение года. Путин также сказал, что он ожидает увеличения прямых иностранных инвестиций в ближайшее время с 40,5 миллиарда долларов в 2010 году до 60 - 70 миллиардов долларов ежегодно.
Политики говорят, что позитивный прогноз был разработан, чтобы проложить путь для декабрьских парламентских и мартовских 2012 года президентских выборов. «Вы можете прочитать между строк, что правительство пытается выбрать и сгруппировать эти цифры так, чтобы все выглядело как надо для федеральных выборов через год», - сказал по электронной почте в комментарии для Russia Profile новый председатель Справедливой России Николай Левичев.
«Но поток цифр был настолько обильным, что иногда я ловил себя на мысли, что мне трудно сосредоточиться», - сказал Левичев, который должен был выступить с ответом сразу же после речи Путина. Выступление Путина продолжительностью в два с четвертью часа изобиловало статистическими данными и показателями, оно прерывалась, только когда ему принесли чашку чая и регулярными перерывами на аплодисменты членов нижней палаты парламента, в которой доминирует партия «Единая Россия».
Борис Шатилов из Центра политической конъюнктуры сказал, что «многообещающая» социально-экономическая картина, написанная Путиным, дает всесильному премьеру широкие политические возможности в следующем году. «Мы не должны исключать из этих слов, что после 2012 года Владимир Путин видит себя на том или ином посту – будь-то президентский пост или какая другая должность», - сказал Шатилов.
Тем не менее, Крис Уифер (Chris Weafer), главный стратег «УралСиба», сообщил Bloomberg, что речь Путина является ответом на политические высказывания Медведева в интервью каналу Центрального телевидения Китая. «Две недели назад мы получили предвыборный манифест Медведева в виде основных шагов, которые необходимо предпринять, - сказал вчера Уифер. – А сегодня мы получили ответ Путина. Его шаги будут более осторожными и расчетливыми».
Медведев признал в Китае, что у него и у Путина «возможно, различные мнения» о том, как Россия должна развиваться, а также заявил, что «решение будет принято очень скоро» о том, кто будет баллотироваться на пост президента. Несколько дней спустя на вопрос о его реакции на комментарии Медведева, Путин сначала с раздражением ушел от ответа, прежде чем отвечать: «Снова? Вы не слишком оригинальны, не так ли. Медведеву и мне постоянно задают этот вопрос...»
Затем Путин вновь подтвердил, что он и Медведев решат между собой, кто из них будет баллотироваться. «Единая Россия» говорит, что она предпочла бы, чтобы Владимир Путин, который возглавляет партию, вернулся в Кремль, хотя поддержит кандидатуру Медведева, если Путин даст свое благословение.
Баев все еще не решается назвать речь Путина манифестом. «Эта речь была очень длинной, очень пресной и напоминает старые добрые советские времена с бесконечными речами на партийных съездах, - сказал Баев. - В этом смысле это был не совсем предвыборный манифест в отличие, скажем, от статьи Медведева «Россия, вперед!», которая больше похожа на манифест».
Уже давно сказано, что последнее слово о том, кто пойдет на выборы, остается за Путиным, и ничего в речи премьера не указывало на иное. «Мне показалось, что вся речь была написана без всякого учета того, что говорит Медведев, что, вероятно, говорит само за себя», - сказал Баев.
Наконец, предупреждение Путина законодателям воздержаться от либеральных «экспериментов», возможно, не было камнем в огород Медведева, сказал он. Путин создал ряд рабочих групп для изучения возможности внесения изменений в стратегию развития России до 2020 года и, говоря об обновлении экономики, не упомянул о них. «Возможно, это стало скорее большим шоком для экспертов из этих рабочих группах, чем для Медведева», - сказал Баев.