В интернете опубликован компромат на высоких российских чиновников, включая министров Татьяну Голикову и Виктора Христенко. Реакции со стороны правительства пока нет. Как нет официальных комментариев и по поводу расследования, которое начато швейцарской прокуратурой. Среди его фигурантов - тоже российские чиновники, хотя рангом пониже. То, что делают прокуроры Швейцарии в связи с обвинениями, которые выдвинули коллеги Сергея Магнитского, нанесет серьезный удар по коррупции в России, считают некоторые эксперты.
Прокуратура Швейцарии, напомним, начала расследование по заявлению инвестиционного фонда Hermitage Capital о фактах отмывания доходов экс-главы московской налоговой инспекции №28 Ольги Степановой. Удастся ли прокуратуре Швейцарии доказать факты отмывания? И как в этом случае поведут себя российские власти? На эти и другие вопросы в интервью Радио Свобода ответил финансовый аналитик Андрей Сотник:
- Напомню для начала детали этого дела. Экс-глава инспекции № 28 московского управления Федеральной налоговой службы (ФНС) Ольга Степанова и ее заместители – по сведениям Hermitage Capital – приобрели элитную недвижимость (две квартиры в Дубае, виллу площадью 452 квадратных метра с земельным участком и бассейном, шестью спальнями, семью санузлами и гаражом, а также виллу в Черногории и др.) на сумму, превышающую 20 млн долларов. Недвижимость была приобретена после решения Степановой вернуть из российского бюджета 5,4 млрд переплаченных налогов. Любопытно, что 26 января 2008 года (спустя всего 14 рабочих дней с момента одобрения Ольгой Степановой возврата налогов из российской казны), ее муж (по другим данным - бывший муж) Владлен Степанов стал учредителем кипрской Arivust Holdings Ltd., на счета которой в швейцарском банке Credit Suisse за один месяц пятью платежами поступило свыше 7 млн евро от компании Quartell Trading Ltd (зарегистрирована в офшоре, на Британских Виргинских островах). А вскоре еще одна компания Степанова Eicate Propertis Inc была зарегистрирована там же, на Британских Виргинских островах. И теперь уже на ее счета в том же банке были переведены 750 тыс. евро и 650 тыс. долларов. Что это за деньги и как они попали на счета в швейцарском банке – этим как раз и займется швейцарская прокуратура.
- Вы рассчитываете, что в результате этого расследования виновные будут наказаны?
- Я рассчитываю, что в результате этого расследования в Швейцарии и США будет вскрыта схема отмывания российских грязных денег через швейцарский банк - схема, которая давно и весьма интенсивно используется российскими чиновниками. На этой основе можно будет серьезно вести речь о борьбе с коррупцией. Это куда серьезнее, чем лозунги, которые звучат с высоких трибун и цена которым три копейки. Россияне должны быть благодарны фонду Hermitage Capital – те действия, которые он предпринял в Швейцарии, на Британских Виргинских островах и на Кипре - пример для многих. Собранных доказательств ровно столько, чтобы обвинить швейцарский банк в нарушении американских законов об иностранной коррупции. Именно поэтому виновные будут, безусловно, строго наказаны в Швейцарии. Причем вне зависимости от того, примут или нет в этом расследовании участие российские компетентные органы.
- Но в России уже высказываются сомнения в достоверности переданной фондом Hermitage Capital информации.
- Ну и что? Совсем недавно утверждалось, что документация по этим проводкам у одного из российских банков… погибла в пожаре, так что, якобы, невозможно установить истину. Но ведь это полный бред. Все платежи в России оформляются плательщиком через свой банк в адрес получателя и его банка. При этом платежи проходят через систему Центробанка. Итак, как минимум в пяти местах можно легко найти нужные документы-доказательства. И пусть сгорели экземпляры в банке плательщика. А в четырех оставшихся местах они тоже сгорели? Вопрос в одном: хотят в России найти доказательства или нет.
- А если не хотят? Справится ли швейцарская прокуратура, не имея поддержки в России?
- После шагов, предпринятых коллегами Сергея Магнитского, можно наплевать на поведение российских правоохранительных органов в этом деле! Действия российских чиновников, как, надеюсь, теперь они для себя уяснили, подпадают под юридические акты других стран. А как иначе, если они хотят хранить свои капиталы в швейцарских банках и конвертировать их в денежные знаки, называемые на родине «иностранной валютой»? Хранили бы награбленное, как фигуранты известного «хлопкового дела», в золотых монетах и бриллиантах, закопанных в стеклянных банках в огороде. А сейчас деятельность конкретного швейцарского банка поставлена под подозрение в связи с фактами коррупции. И отвечать этот банк будет по американским законам. Потому что операции с американской валютой регулируются, прежде всего, американскими законами.
То, о чем мы сегодня говорим, подтверждает: для Швейцарии это уже тенденция. В конце 2010-го года сайт Радио Свобода опубликовал целую серию материалов, посвященных успешной борьбе американских властей с рядом швейцарских банков. Но тогда речь шла о том, что они консультировали клиентов по неуплате налогов. Сегодня обвинения фонда Hermitage Capital выдвинуты по более серьезным статьям. Думается, что выплатами умопомрачительных штрафов в ходе реализации признательных сделок в этом случае никто не ограничится. Уверен, что прокуратура Швейцарии работает в теснейшем взаимодействии с американскими правоохранительными органами.
- Чем может кончиться швейцарское расследование? Как отзовется в России?
- Чтобы понять, чем это все грозит экономике России, надо знать, чем для нее является швейцарский банк Credit Suisse. На эту тему можно написать сотни томов, поэтому буду предельно краток: для экономики России Кредит Свисс - ЭТО ВСЕ.
- Что вы имеете в виду? Его авторитет в России?
- Несколько иное. Деньги на чековые аукционы дал этот банк. Большинство ценных бумаг «Газпрома», как, впрочем, и российского правительства выпущены и обращаются через систему этого банка. Крупнейшие бюджетные растраты (типа тех, в которые были вовлечены фирмы посаженного в Израиле Григория Лернера, а также расчеты с украинскими компаниями при поставке среднеазиатского газа и др.) шли исключительно через этот банк. В Credit Suisse открыли корсчета все российские банки. Там же открыли корсчета большинство банков стран Балтии, осуществляющие обналичку и последующие выплаты высоко- и среднепоставленным российским физическим лицам. Иными словами, размер перекаченного через счета швейцарского банка в интересах тысяч российских коррупционеров теоретически может составлять суммы в десятки, а может и в сотни миллиардов долларов. Вот какие суммы могут быть арестованы американскими властями. Но в Россию-то они не вернутся, потому что российские правоохранительные органы к Credit Suisse никаких претензий не предъявляли.
- Отразится ли это на расследование на российском бизнесе и российском чиновничестве?
- Несомненно, полный пакет документальных доказательств, собранных Hermitage Capital, куда весомее, чем то, что упоминалось в российской печати. Да и фигурантов этого дела (если судить по готовящимся спискам российских «невъездных») – числом более пятидесяти. Уверен, что сведения собраны по каждому из этих персонажей, а не только по Ольге Степановой и ее мужу. Так что у российских коррупционеров есть повод сильно задуматься. Но это не единственное.
Действия Hermitage Capital подтвердили низкую эффективность отечественных спецслужб. А это прямое предупреждение для тех, кто использует их в качестве «крыши». При серьезном развороте событий местные силовики никого не спасут.
- Судя по всему, вы даже не допускаете, что «дело Магнитского» заставит российский службы всерьез включиться в международные расследования по отмыванию?
- Не вижу такой вероятности. Первое же соучастие российских компетентных служб в серьезных международных финансовых расследованиях, подобных тому, которое начато в Швейцарии, будет означать немедленную гибель существующего режима.