Накануне православной Пасхи, которую Россия отмечает в воскресенье, премьер-министр Владимир Путин сыграл роль пасхального зайца, когда пообещал выделить на модернизацию вооружений 700 миллиардов долларов, начав тем самым необъявленную кампанию по возвращению в будущем году в президентское кресло.
Как бы ни расценило общество намерение Путина сделать страну «самостоятельной, независимой и сильной» к 2020 году, его заявка это настоящий дар небес для бюрократии Русской православной церкви.
Об этом свидетельствует настойчивый отказ Московского патриархата откликнуться на попытки Ватикана нормализовать отношения между двумя церквями. Другое доказательство – это то, что Московский патриархат старательно не замечает преследований и даже убийств критиков Путина – журналистов, банкиров, юристов и политиков.
Русская православная церковь по-прежнему зависит от российского государства, которому принадлежит большая часть церковной собственности, отнятой властями после большевистского переворота в 1917 году. Часть собственности была возвращена на фоне многочисленных предположений об откатах.
Никто в путинской администрации и в верхушке церковной иерархии не заинтересован в нарушении сложившегося положения вещей. Но статус-кво все же может измениться, если все более самостоятельного президента Дмитрия Медведева переизберут на второй срок, и связывающая его с наставником и бывшим боссом пуповина окажется отрезанной.
Путин пользуется большой поддержкой церкви, поскольку он выступил за закон о реституции церковного имущества, который был принят в прошлом году. В ответ Московский патриархат оказывает правительству идеологическую поддержку, акцентируя внимание на национализме. А поскольку история церкви это история идеологической опоры царизма, было бы наивно полагать, будто она отвернется от Путина и его попыток завершить возврат России к автократии.
Попыткам Путина вернуться на пост президента все активнее противостоит Дмитрий Медведев, которого считают не более чем хранителем путинского места. Так оно и было - до недавнего времени.
Об изменениях свидетельствует отставка на прошлой неделе кремлевского представителя.
Пресс-секретарь Федеральной миграционной службы Константин Полторанин был уволен после того, как рассказал Би-Би-Си, что Россия отдает предпочтение иммигрантам из других славянских стран, таких как Украина и Белоруссия, и что под угрозой находится само «выживание белой расы».
Интервью состоялось в среду, в день рождения Гитлера, и Полторанина уволили вскоре после этого.
Другой кремлевский чиновник – представитель президента Медведева – приветствовал эту отставку. Но правительство, включая высокое начальство виновника скандала в лице премьер-министра Владимира Путина, хранит молчание по этому поводу, выставляя себя в истинном свете.
В своем интервью Полторанин заявил, что русские переживают период смешения кровей, и что это идет в неправильном режиме, «так же как и в Западной Европе».
Он высказал мысли Путина вслух.
Всего несколько недель тому назад, когда президент Медведев еще не начал демонстрировать свою зарождающуюся независимость от премьер-министра, слова Полторанина не доставили бы ему никаких неприятностей.
Но на прошлой неделе такой проступок не мог остаться безнаказанным, ибо пресс-секретарь поставил в неловкое положение президента Медведева, который позиционирует себя как более или менее прозападный руководитель по сравнению с Путиным.
Правительство Путина просто не может допустить вражды и антагонизма со стороны своей базы власти – людей, говорящих о превосходстве русских. Они, судя по результатам опросов, составляют более половины населения страны. А администрация Медведева пока еще не настолько независима и самостоятельна, чтобы позволить такое.
Православная церковь выступает резко против деятельности других церквей в России, и поэтому поддерживает Путина, который наверняка воспользуется этой поддержкой в попытке вернуть себе президентство.
А поскольку Путин контролирует денежные потоки российской нефтяной экономики, поддержка церкви ему гарантирована.
Майк Сигов – бывший российский журналист, работавший в Москве. Сейчас он является гражданином США и штатным автором The Blade.