Последние митинги Армянского национального конгресса (АНК) породили в обществе множество вопросов. Резкая смена стратегии борьбы АНК с властями, заявления лидера АНК Левона Тер-Петросяна о необходимости диалога с властями и готовности АНК к нему, породили интересные обсуждения среди политиков и экспертов, и различные слухи и пересуды в обществе. Главный вопрос, на который все пытаются найти ответ – действительно ли Левон Тер-Петросян пошел на сделку с властями, или же все его заявления – лишь тактические уловки в борьбе с властями.
Митинги АНК 17 марта и 8 апреля обозначили резкую смену стратегии борьбы АНК с властями. Если на митинге 1 марта АНК выдвинул властям требование, состоящее из 15 пунктов, то к митингу 17 марта эти требования были сокращены до трех: освобождение политзаключенных, свободное проведение на площади Свободы митингов, а также раскрытие трагических событий 1 марта 2008 года и наказание виновных в них. Причем на митинге 17 марта, когда были объявлены эти новые требования, лидер АНК заявил митингующим, что в случае невыполнения этих требований, следующий митинг решит дальнейшие шаги АНК. Однако на митинге 8 апреля Левон Тер-Петросян перенес дату принятия решения на 28 апреля, сделав еще одно предупреждение властям.
Сами же власти пока лишь выпустили из тюрем нескольких осужденных по делу о мартовских событиях 2008 года и своими заявлениями отрицают любую возможность проведения в стране внеочередных президентских или парламентских выборов – главного требования АНК.
Вообще поведение лидеров АНК во время последних митингов подспудно наводило стороннего наблюдателя на мысль о том, что руководство АНК во главе с Левоном Тер-Петросяном больше думает не о том, как свергнуть действующие власти, а над тем, как успокоить радикально настроенные, во многом их же стараниями, массы митингующих.
Во время своего последнего выступления Тер-Петросян, пытаясь хоть как-то объяснить сдержанность АНК, заявил о том, что они озабочены проблемой Нагорного Карабаха, и не желают дестабилизацией внутриполитической ситуации сыграть на руку Азербайджану. При этом следует отметить, что многие во время этого заявления задались резонным вопросом, почему же раньше во время своих радикальных заявлений и действий АНК и Левон Тер-Петросян не беспокоились о проблеме Карабаха, а некоторые представители АНК даже заявляли во время митингов, что карабахская проблема не может быть отговоркой против решительной борьбы с властями.
Это резкая смена курса борьбы все же сказалась на АНК. Если с февраля количество участвующих в митингах АНК неуклонно росло, достигнув своего пика во время митинга 17 марта, то после него людям стало ясно, что, несмотря на свои резкие заявления во время митинга 1 марта, Левон Тер-Петросян пока не планирует переходить к решительным действиям. Это вызвало разочарование некоторой части оппозиционно настроенного общества, результатом чего стало уменьшение количества участвующих в митинге 8 апреля. Также и некоторые представители АНК отрицательно восприняли попытки Левона Тер-Петросяна наладить диалог с властями. В частности, член движения «Сардарапат» Жирайр Сефилян.
После последних митингов в СМИ и обществе начали активно циркулировать слухи о том, что АНК и его лидер пошли на сделку с властями, и в обмен на отказ от радикальных методов борьбы, им обещано представительство в Национальном Собрании республики следующего созыва, и сейчас вопрос лишь в том, будут ли эти парламентские выборы внеочередными или очередными.
АНК активно опровергает эти слухи, однако не в его пользу играет то, с какой легкостью, особенно во время последнего митинга 8 апреля, митингующие входили на площадь Свободы. Власти своими полицейскими кордонами вокруг площади и подозрительно быстрым разрешением митингующим войти на нее после переговоров координатора АНК Левона Зурабяна с заместителем начальника Полиции Армении Александром Афяном сознательно или несознательно также подлили масла в огонь слухов о сделке с АНК.
Резюмируя все вышесказанное, можно заметить, что Левон Тер-Петросян сейчас оказался перед довольно сложным выбором плана дальнейших действий АНК. С одной стороны, он может рискнуть, пойти на эскалацию конфликта с властями, и, пользуясь социальными проблемами и преобладающими в обществе оппозиционными настроениями, попытаться прийти к власти. С другой стороны, АНК может выбрать «синицу в руках» - выполнение некоторых своих требований, представительство в парламенте, и др. Однако лидер АНК наверняка хорошо представляет, что в случае подобного сценария развития событий, он рискует потерять значительную часть своих сторонников, и, как иронично заметил зампредседателя партии «Наследие» Рубен Акопян, «в случае очередных выборов от АНК останется лишь камуфляж».
Пока лишь АНК и Левон Тер-Петросян пытаются убрать с политической арены или дискредитировать те политические силы, которые потенциально могут стать альтернативой АНК на оппозиционном фронте, чтобы у армянского общества была лишь единственная альтернатива действующим властям - Армянский национальный конгресс. Именно в этом контексте можно рассматривать отношения АНК с «Наследием» и усилившуюся в последнее время конфронтацию между ними и взаимные нападки. На остальные вопросы ответ даст митинг 28 апреля, когда Левону Тер-Петросяну и АНК придется хоть как то обозначить перед митингующими массами путь, по которому они собираются их вести в своей политической борьбе.