Движение к отмене визового режима для непродолжительных поездок является одним из лейтмотивов отношений России и Европейского Союза.
Прежде всего, вопрос отмены виз является гораздо более понятным для широкой публики, нежели дебаты по ВТО, «третьему энергетическому пакету», квотам и другим проблемам, которые озвучиваются на жаргоне брюссельских бюрократов и их российских коллег.
Во-вторых, в отличие от 1990-х годов, немалая часть россиян, для которых понятие «железный занавес» - не более, чем термин в учебниках по истории, хотят открыть для себя мир, увидеть его собственными глазами и готовы заплатить за это должную цену.
В-третьих, речь идет о вопросе внутренней политики, который напрямую касается национального престижа. Кроме того, в отличие от таких стран, как Украина, Молдавия или Грузия, Россия в принципе добивается лишь взаимной отмены визового режима в полной «симметрии» с Европейским Союзом.
Многие российские эксперты рассматривают несгибаемую позицию Москвы как в значительной мере популистский шаг. Получение многократной шенгенской визы сегодня больше не представляет трудности для бизнесменов, государственных чиновников и политиков, в то время как владельцы дипломатических паспортов могут путешествовать по Европе вообще без визы. Действующее в настоящий момент соглашение об упрощении визового режима позволяет участникам научного и культурного обмена, журналистам, близким граждан Евросоюза и т.д. получить (в том числе и многократную) визу по облегченной процедуре. Таким образом, в России этот вопрос актуален прежде всего для миллионов туристов, которые каждый год хотят провести отпуск за границей.
В то же время в ЕС поездки в Россию не играют заметной роли для большей части населения, так как страна в его представлении далека от идеала в качестве места для отдыха и туризма. То есть проблема затрагивает в первую очередь деловых людей, которых привлекают в Россию широкие перспективы для бизнеса. Они хотели бы обладать той же свободой перемещения по России, которой пользуются обладатели шенгенских виз в Европе.
Москва заявляет, что не против отменить визовый режим хоть «сегодня», тогда как Брюссель пока еще не готов дать «симметричный» ответ.
Прошлым летом во время саммита Россия-ЕС в Ростове-на-Дону президент Дмитрий Медведев предложил проект соглашения о безвизовом режиме, на которое так и не было получено четкого ответа.
«Никаких сроков пока не установлено. Как и в любом диалоге, все зависит от обеих сторон, их ответов, предпринимаемых ими усилий», - дипломатически обрисовал ситуацию пресс-атташе европейского комиссара по иностранным делам Мишель Серкон (Michele Cercone).
По мнению постоянного представителя России при ЕС Владимира Чижова, за ускорение процесса выступают те страны Евросоюза, экономика которых заинтересована в притоке российских туристов. Остальные же предпочитают сохранять осторожность или вообще враждебно относятся к перспективе отмены виз в ближайшем будущем.
Владимир Чижов сообщает, что работа ведется, тогда как задействованные в ней дипломаты считают, что процесс продвигается медленно. Что в общем-то вполне логично с учетом количества технических сложностей, преодоление которые в скором времени не представляется возможным. На их решение уйдет еще по меньшей мере три года. Однако ключевая роль здесь отводится политике.
У России и Европейского Союза существует ряд «совместных шагов» в плане виз, но отсутствует «дорожная карта», о необходимости которой говорил осенью прошлого года президент Медведев. Однако даже если эта «дорожная карта» и будет принята, в ней не будут прописаны какие-либо точные даты. Президент Украины Виктор Янукович уже получил подобный документ по итогам последнего саммита в Брюсселе. Конкретные критерии смешиваются там и с достаточно туманными понятиями: демократизацией, верховенством закона, борьбой с коррупцией…
Отмена виз не означает прекращения паспортного контроля. Паспорт является ключевым документом, и коррупция, по признанию европейских дипломатов, сводит на нет все усилия по обеспечению его технической безопасности. Российский паспорт защищен не хуже своих европейских аналогов. Тем не менее, нельзя быть на 100% уверенным в том, что его вручили «правильному» владельцу.
Интервью, которое в начале апреля дал «Русской службе новостей» посол Бельгии в Москве Ги Труверуа (Guy Trouveroy), наделало немало шума. Дипломат разочаровал тех россиян, кто надеялся на скорую отмену визового режима. Главная причина такого настороженного отношения Европы – это вопрос Северного Кавказа, сообщил он. Европейцы опасаются массового наплыва беженцев из этих проблемных регионов.
Кроме того, проблема заключается не только в Северном Кавказе: она связана также с Абхазией и Южной Осетией. На их территории действует российский паспорт, тогда как ЕС считает их частью Грузии.
Российские туристы не вызывают ни у кого опасений, однако в стране существует немалое число потенциальных «гостей», которые даже не пытаются подать заявку на визу, так как прекрасно знают, что ее не получат. Подобное в прошлом уже случалось: цыгане с Западных Балкан не пытались получить европейскую визу, но сразу же бросились на территорию ЕС, как только она перестала быть необходимой.
Открытие границ шенгенской зоны для обладателей биометрических паспортов в Сербии, Черногории и Македонии (конец 2009 года), а затем Боснии и Герцеговины и Албании (конец 2010 года) негативным образом сказалось на перспективах России. России просто не повезло. Огромное число «заблудившихся туристов» из этих стран подорвало терпение европейцев, и в Брюсселе заявили, что не исключают отмены принятого решения. Причем речь идет только о маленьких государствах. Экономический кризис, сокращение бюджетов на политических беженцев - все это, разумеется, не лучшим образом отразилось на отношении европейцев к этим новоприбывшим. Утомленный электорат стал недоверчивым, и власти чувствуют эти перемены в настроении.
Перед Россией и ЕС сейчас открываются два пути, причем путь упрощения визового режима кажется более перспективным, нежели простая отмена этой формальности.