Алматы — Дефицит топлива в России вредит многим и за пределами страны. В Центральной Азии бывшие советские республики почти полностью зависят от поставок газа из России, а также от ее неожиданного решения перекрыть краны.
Принятое на этой неделе решение российского правительства о повышении таможенных пошлин на экспорт нефти как ответное действие против дефицита топлива на внутреннем рынке, а также введение временного запрета на экспорт топлива могут привести к серьезному дефициту в бедных Таджикистане и Киргизии.
В этих мусульманских странах, граничащих с западной границей Китая, ставки сильно возрастают сейчас, когда жизненно важный сезон посевов на носу.
Призрак продовольственного кризиса повышает риск политической дестабилизации в странах, совсем недавно объятых насилием. В прошлом году, спустя несколько недель после снижения объема поставок в Киргизию и соответствующего повышения цен на продовольствие, общественные беспорядки свергли правительство и оставили после себя 85 погибших.
Длинные очереди автомобилей сформировались на бензоколонках в таджикской столице Душанбе на этой неделе, в то время как водители пытались купить топливо впрок, в преддверии повышения цен.
«Цены растут прямо на наших глазах», - говорит Ахмед Абдуллаев, автомобилист лет 40. По его словам цены выросли на 3 цента только за день, литр на некоторых станциях стоит 1,2 доллара.
Работники бензоколонок в Душанбе отказываются заполнять канистры водителей, ссылаясь на постоянные требования других водителей или просто без объяснения причин. В прошлом году Таджикистан импортировал 90% нефти из России.
Корень проблем лежит в России, где дефицит топлива оставил сотни бензоколонок по всей стране без бензина, что довольно иронично, учитывая, что Россия является мировым лидером по запасам черного золота.
Российский автомобильный рынок - самый быстроразвивающийся в Европе, а программа правительства по утилизации старых автомобилей и выплаты компенсации сильно увеличили количество автомобилей на дорогах.
Со времен Советского Союза в России не появилось ни одного нефтеперерабатывающего завода, потому предложение бензина не всегда покрывает спрос.
С первого мая Россия повысила таможенную пошлину на экспорт бензина на 44%, что должно заставить производителей продавать бензин на внутреннем рынке.
Министерство энергетики предполагает, что данный шаг оставит 200 тысяч тонн коммерческого высокооктанового бензина в стране ежемесячно.
Российские официальные лица намекали на введение запрета на экспорт в мае. Несмотря на противоречивую информацию по данному вопросу, резкое увеличение покупки бензина в Центральной Азии уже приводит к дефициту.
Повышение таможенной пошлины на экспорт топлива сильно удивил Таджикистан, который надеялся на полную отмену пошлины. Цена на бензин является важным вопросом и в Киргизии, в которой располагается военно-воздушная база США, крайне важная для операции в Афганистане. Введение новых пошлин на экспорт бензина в Киргизию имело ощутимый эффект на розничных ценах. Тогда чрезмерное национальное недовольство закончилось штурмом в апреле 2010 года здания правительства и свержением бывшего президента Курманбека Бакиева. Киргизская ассоциация продавцов нефти Жумакадыр Акенеев заявил, что 92% топлива поставляется из России, остальное поставляет Казахстан. Торговая делегация из Киргизии достигла соглашения с российскими поставщиками о непрерывности поставок в Киргизию, заявил Акенеев, но остается еще проверить, насколько Москва готова и может соблюсти данную договоренность, в связи с кризисом на внутреннем рынке. «Ограничение касается только определенного типа высокооктанового бензина, его поставка будет ограниченной», - отметил Акенеев. Цены в Киргизии могут вырасти лишь на 4%, добавил он. Несмотря на оптимистичные заявления, водители Бишкека обеспокоены. «Нам приходится повышать цены на услуги, жизнь в Киргизии все больше дорожает. Я не знаю, как я буду зарабатывать на хлеб, если так и дальше пойдет»,- отмечает водитель такси Гасан Хусаинов.
Основами экспорта Киргизии и Таджикистана являются продукты сельского хозяйства: фрукты, овощи и хлопок. Фермерам приходится покупать большее количество топлива для сельскохозяйственной техники в ближайшие месяцы посева. «Повышение цен на топливо – катастрофа для таджикской экономики», - заявил политический обозреватель Саимуддин Дустов. «С нынешними высокими ценами на хлопок этот год крайне важен для страны, но с такими ценами на топливо, это преимущество может нам не пригодиться».